Сыр появился в Европе 6 тысяч лет назад, как средство от непереносимости лактозы

Археологи из университетов Йорка, Кембриджа, Торуня и Кракова проанализировали отложения на керамике из городища Славенцинек в центральной Польше. На стенках горшков ученые обнаружили древнейшие в центральной Европе остатки творога и сыра. Их возраст примерно 6 тысяч лет. Тогда неолитический человек научился готовить молочные продукты, и ему удалось победить непереносимость лактозы, которая была широко распространена.
Горшки со следами творога. 6 тысяч лет назад. Центральная Польша. University of York

Молочное стадо появилось у людей в Европе около 8 тысяч лет назад. Но еще много тысячелетий они не могли пить молоко

Во время раскопок в центральной Польше в городище Славенцинек исследователи изучили практику обработки молочных продуктов в позднем неолите, выявив сосуды с высоким содержанием творога. Археологи считают, что это указывает на производство сыра и других молочных продуктов в центральной Европе 6 тысяч лет назад.

Доктор Гарри Робсон из отдела археологии Йоркского университета сказал: «Предыдущие исследования показали, что молочные продукты были широко доступны в некоторых европейских регионах в этот период, но здесь впервые у нас есть четкие доказательства диверсифицированного молочного стада, которое включало и крупный рогатый скот, и овец, и коз».

Место раскопок. 6000 тысяч лет назад там была одна из первых сыроварен

Ученые и археологи из университетов Йорка, Кембриджа, Торуня и Кракова использовали протеомный (белковый) и липидный (жиры и масла) анализ для исследования керамики и отложений на ее поверхности.

Их результаты показывают, что следы сыроварения могут быть непосредственно обнаружены путем тщательного изучения белков, оставшихся на керамике.

Непереносимость лактозы была распространенным заболеванием почти у всех людей в Европе в период неолита и вплоть до позднего бронзового века (начало 1-е тысячелетия до н.э.), когда распространилась генетическая мутация, позволившая взрослым вырабатывать лактазу, фермент, расщепляющий лактозу в организме.

Несмотря на широко распространенную непереносимость лактозы в 4-м тысячелетии до н.э. есть свидетельства употребления молочных продуктов. Были найдены молочные липиды в керамических сосудах и молочные белки в древнем зубном камне или зубном налете. Вероятно, большую часть молочных липидов люди и потребляли в виде творога и сыра.