Таинственная Венера: Очередные атмосферные аномалии

Европейское космическое агентство сообщает о новых открытиях, сделанных автоматической станцией Venus Express.

Двойной ураган над южным полюсом планеты, обнаруженный Venus Express в процессе первого орбитального витка, стал для астрономов весьма интригующим открытием. А во время последнего прохождения станции над южным полюсом станция сделала ряд новых фотографий явления в ультрафиолетовом, инфракрасном и видимом диапазонах. Особенный интерес представляют данные, полученные с помощью инфракрасных детекторов: дело в том, что измерение инфракрасного излучения определенной длины позволяют получить картину, относящуюся к определенной высоте над поверхностью планеты. Таким образом, плавно меняя детектируемую частоту, можно получить систему «срезов» венерианской атмосферы, что впоследствии позволяет построить трехмерную картину феномена.

«Рассмотрев двойной шторм на разных высотах, мы с удивлением обнаружили, что его структура весьма существенно меняется в зависимости от высоты. Возникает ощущение, как будто фотографии относятся не к единой системе, но к совершенно отдельным явлениям» — говорит Пьер Дроссар, один из сотрудников Парижской обсерватории. Подобная неоднородность шторма пока не имеет внятного объяснения.

Еще одно открытие связано с верхней границей венерианской атмосферы. До сих пор было известно, что ее плотный облачный слой, чья толщина равняется примерно 20 км, заканчивается на высоте около 65 км. Однако благодаря спектрометрам Venus Express стало известно, что над ночной стороной Венеры облака поднимаются на высоту в 90 километров, причем менее плотные атмосферные слои простираются еще выше — до 105 км над поверхностью планеты. Была выдвинута гипотеза о том, что повышение верхней границы атмосферы над ночной стороной планеты может быть связано с процессами конденсации воды и образования кристалликов льда. Ученые надеются выяснить, насколько она соответствует действительности, в процессе дальнейшего сбора и анализа данных.

По сообщению ESA