Три звезды разорвали протопланетный диск на несколько колец

Группа астрономов обнаружила первое доказательство того, что группа звезд может разрывать свой газопылевой диск и разделять его на несколько колец, расположенных под углом друг к другу.
Три звезды разорвали протопланетный диск на несколько колец
Европейская южная обсерватория

В нашей Солнечной системе все планеты расположены в одной плоскости. Но такое характерно далеко не для каждой звезды. Зачастую бывает, что орбиты небесных тел находятся под разными углами друг к другу. Один из таких объектов — GW Orionis — расположен в 1300 световых годах от Земли в созвездии Ориона и имеет три звезды, окруженный разорванным на кольца протопланетным диском.

В протопланетном диске, который состоит из газа и пыли, со временем формируются планеты и другие небесные тела. Поэтому, если такая структура разделена на несколько колец, то орбиты планет в этой системе в конечном счете будут находиться под разными углами друг к другу и лежать в разных плоскостях.

Новое исследование впервые показало существование такого деформированного диска. Ранее его не удавалось наблюдать ни в одной звездной системе. Также теперь астрономы выяснили, что внутреннее кольцо системы содержит пыль, масса которой превышает 30 земных. Этого количества вещества достаточно для образования нескольких планет.

Чтобы понять, из-за чего протопланетный диск в системе так разорвало, ученые объединили наблюдения на Очень большом телескопе (Very Large Telescope, VLT) с компьютерным моделированием. Впервые астрономы смогли четко связать наблюдаемое явление с теоретическим «эффектом разрыва диска». Этот эффект заключается в том, что различная сила гравитационного притяжения звезд в разных плоскостях может деформировать и «ломать» их диски. Моделирование показало, что смещение орбит трех звезд может привести к тому, что диск вокруг них распадется на отдельные кольца. Именно это ученые и наблюдали на практике.