У богомолов обнаружили уникальный тип зрения

В экспериментах исследователи надевали на насекомых крошечные 3D-очки.
У богомолов обнаружили уникальный тип зрения
University of Newcastle

Люди, как и многие животные, имеют стереоскопическое зрение: два глаза видят мир с несколько разных перспектив, и мозг при этом инстинктивно знает, как объединить эти изображения для создания ощущения глубины. Богомолы – это единственные насекомые, которые, как известно, тоже видят мир трехмерным. Ученые из Ньюкаслского университета решили посмотреть, насколько зрение богомолов похоже на человеческое. Об исследовании кратко сообщает портал New Atlas.

Для этого специалисты создали крошечные 3D-очки, которые надели на насекомых, и поместили последних в «3D-кинотеатр», где у богомолов создавалась иллюзия, что рядом находится добыча. Иллюзия была достаточно убедительной – и насекомые пытались достать виртуальную пищу. Таким образом, можно было бы предположить, что зрение богомолов работает по такому же принципу, как и у человека.

Однако исследователи увидели, что, в отличие от людей, богомолы не способны воспринимать статичные трехмерные изображения – они фокусируются именно на движении. Так, стереопсис этих насекомых сконцентрирован именно на тех областях изображений, получаемых с двух глаз, где освещение изменяется. Следовательно, хотя неизвестно, работает ли стереопсис богомолов со статичными изображениями в принципе, он успешно справляется с оценкой дистанции до движущихся объектов, отмечают авторы работы.

Богомолы, таким образом, концентрируются не на деталях изображения, а на изменениях в нем, на движущихся объектах (их добыча постоянно движется – и потому, вероятно, такое зрение им наиболее выгодно). Как отмечает один из авторов работы Вивек Нитьянанда (Vivek Nityananda), это «абсолютно новый вид трехмерного зрения».

Кроме того, богомолы, по-видимому, настолько мало заинтересованы в деталях изображений, что когда им на оба глаза выводились абсолютно разные изображения, насекомые все равно могли уловить, в каких частях изображений происходили изменения. В этом тесте, как отмечают авторы работы, богомолы даже опередили людей.

Ученые предполагают, что принципы, по которым работает зрение у богомолов, в будущем могут быть полезны при разработке компьютерного зрения – например, для маломощных автономных роботов.

Артём Гирфатов