Космическая загадка: как у карликовой планеты на краю Солнечной системы обнаружили странное кольцо

Международная команда астрономов под руководством Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии открыла кольцо у карликовой планеты Квавар. Орбита планеты удалена от Солнца на 6,5 миллиардов км. Квавар только третье малое небесное тело в Солнечной системе, у которого есть кольцо. Но кольцо Квавара очень необычное.
Кольцо Квавара. Реконструкция. Paris Observatory

Кольцо Квавара слишком далеко от планеты. Оно расположено на таком расстоянии, где из материала кольца давным-давно должен был сформироваться спутник. Но он почему-то не сформировался

Ученые обнаружили систему колец у карликовой планеты Квавар, которая находится на краю Солнечной системы на расстоянии 6,5 миллиарда км от Солнца. Она вдвое меньше Плутона. У нее практически точно круговая орбита.

Открытие было сделано международной группой астрономов с помощью HiPERCAM — высокочувствительной высокоскоростной камеры, разработанной учеными из Шеффилдского университета, которая установлена на крупнейшем в мире оптическом телескопе Gran Telescopio Canarias диаметром 10,4 метра на острове Ла-Пальма.

Кольца Квавара слишком тусклые, чтобы их можно было увидеть непосредственно. Исследователи сделали свое открытие, наблюдая затмение, когда свет от фоновой звезды был закрыт Кваваром. Событие длилось менее минуты. Затмению звезды Кваваром предшествовал спад блеска. Такой же спад произошел и после затмения. Это короткие спады свидетельствуют о наличие системы колец у карликовой планеты.

Кольца гигантов и карликов

Кольцо вокруг Квавара
Кольцо вокруг Квавара. Реконструкция
ESA, CC BY-SA 3.0 IGO

Кольцевые системы относительно редки в Солнечной системе. Помимо известных колец вокруг планет-гигантов Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна кольцами обладают только две малые планеты — Харикло и Хаумеа. Все известные системы колец вращаются близко к родительскому небесному телу: на таком расстоянии приливные силы планеты не дают материалу колец «слипаться» в спутники. Максимальное расстояние, на котором могут находиться кольца называется «пределом Роша».

Но кольцевая система Квавара устроена не так. Она находится на расстоянии более семи планетарных радиусов от планеты, то есть вдвое дальше, чем предел Роша. Для сравнения: главные кольца вокруг Сатурна лежат в пределах трех планетарных радиусов. Открытие показало, что существующая теория образования колец, по крайней мере, неполна. Это серьезный вызов.

Профессор Вик Диллон, соавтор исследования говорит: «Было неожиданно обнаружить эту новую систему колец в нашей Солнечной системе, и было вдвойне неожиданно обнаружить кольца так далеко».

В исследовании приняли участие 59 ученых со всего мира под руководством Федерального университета Рио-де-Жанейро в Бразилии.