У одноклеточных бактерий обнаружили «многоклеточность». Как такое возможно?

Кишечная палочка, возможно, является самым хорошо изученным организмом на Земле, но теперь ученые обнаружили, что она проявляет странные свойства.
У одноклеточных бактерий обнаружили «многоклеточность». Как такое возможно?

Как оказалось, бактерии могут быть не только одноклеточными организмами.

Кишечная палочка является постоянным жителем нашего кишечника, где она по большей части выполняет полезные функции, но как только она выходит из этого органа, то может вызвать множество различных инфекций, включая инфекции мочевыводящих путей, пневмонию или пищевое отравление. Учитывая их распространенность и потенциальную опасность, E. coli изучалась в мельчайших деталях на протяжении веков — исследователи пытались найти способы лечения или профилактики вызываемых ей инфекций, а также использовать для генной инженерии.

Тайна кишечной палочки

Новое исследование показывает, что E. coli не всегда может быть одноклеточным организмом. В ходе испытаний на микрофлюидных устройствах с визуализацией живых клеток ученые обнаружили, что иногда отдельные бактерии собираются в группы по четыре, образуя розетки - клеточную структуру, обычно не встречающуюся у одноклеточных организмов, но являющуюся ключевым этапом при делении клеток многоклеточных существ.

Было замечено, что розетки E. coli растут цепочками, сохраняя четырехклеточное расположение в каждом «звене» на протяжении целых 10 поколений. Было обнаружено, что параллельные цепочки образуют биопленки на поверхности, которые защищают сообщество. Такое поведение никогда раньше не наблюдалось у E. coli.

«То, что мы видим здесь, это то, что бактерии, возможно, не такие, какими мы их считали в прошлом, — говорит Кайл Эллисон, один из авторов нового исследования. — Я подозреваю, что то, что мы обнаружили, гораздо более распространено, чем мы думали».

По словам ученых, это открытие может помочь в будущей работе в области синтетической биологии, лечения бактериальных инфекций и, возможно, создания программируемых биопленок для различных целей.