Ученые обнаружили самую древнюю кость собаки. Ей 17 000 лет!

До сих пор ученые не знают точно, сколько тысячелетий собаки являются нашими верными компаньонами. Однако древние останки животных и современные методы датирования могут помочь найти ответ на этот вопрос!
Ученые обнаружили самую древнюю кость собаки. Ей 17 000 лет!

Понять, когда же человек приручил волка, не так то просто!

Недавно ученые изучили плечевую кость собаки, найденную в пещере Эррайа, Испания, еще в 1985 году. В настоящее время она датируется периодом от 17 410 до 17 096 лет назад. И многочисленные анализы подтверждают, что кость принадлежит не волку, а именно собаке — Canis familiaris. Это означает, что это самая старая собачья кость на сегодняшний день.

Самая древняя кость собаки
Hervella et al., J. Archaeol. Sci. Rep., 2022

Этот анализ открывает новые дискуссии о том, когда же появились «собакоподобные волки», которые считаются животными промежуточной стадией между диким и домашним зверем.

Когда и как собаки отделились от своих предков

Хотя некоторые считают, что эти два вида начали расходиться более 100 000 лет назад, более распространенная теория говорит о том, что одомашнивание собак началось где-то между 40 000 и 20 000 лет назад.

Однако биологические останки трудно идентифицировать. Время оказывает свое разрушительное воздействие на ДНК, в результате чего идентификация обычно сводится лишь к форме кости. Это не самый достоверный способ, поскольку волки, возможно, имели большее разнообразие форм тела в прошлом и региональные вариации.

Новые данные

Древняя кость первой собаки
Hervella et al., J. Archaeol. Sci. Rep., 2022

Исследователи отмечают, что кости из пещеры Эррайа относятся к верхнему палеолиту в Западной Европе и связаны с культурой, известной как магдаленская, которая процветала около 17 000-12 000 лет назад.

В рамках работы ученые использовали не только радиоуглеродное датирование, но и подвергли останки генетическому и морфологическому анализам, чтобы определить вид животного. Это подтвердило, что владельцем кости был Canis familiaris – одомашненная собака. Более того, у нее была общая митохондриальная родословная с другими магдалинийскими собаками из Жироны и Бонн-Оберкасселя.

Эта родословная прослеживает происхождение этих собак до пика ледникового периода, который произошел около 22 000 лет назад, когда на земном шаре господствовал экстремальный холод.