Ученые поймали рекордный гамма-всплеск: это случается раз в тысячелетие

Он был обнаружен еще в октябре 2022 года, но теперь ученые показали, что такое событие действительно случается раз в тысячу лет.
Ученые поймали рекордный гамма-всплеск: это случается раз в тысячелетие

Гамма-всплески и так достаточно мощны, но это событие оказалось рекордным даже среди них.

Новый гамма-всплеск называется GRB 221009A, и в его излучении содержится до 18 тераэлектронвольт энергии. Это самый мощный гамма-всплеск за всю историю наблюдений. Согласно последним исследованиям, этот исключительный всплеск света ставит под сомнение существующие теории: кривая блеска его послесвечения не соответствует теоретическим описаниям того, как это должно происходить.

Рекордный гамма-всплеск

Гамма-всплески — это самые сильные всплески излучения во Вселенной, которые становятся следствием невероятных астрономических событий. Эти события настолько сильны, что при них выделяется больше энергии, чем генерирует Солнце за 10 миллиардов лет. Такие вспышки электромагнитного излучения могут быть вызваны, например, взрывами сверхновых или гиперновых, которые происходят с массивными звездами в конце их существования, или при столкновениях двойных систем, в которых по крайней мере одно тело представляет собой нейтронную звезду.

GRB 221009A был впервые обнаружен 9 октября 2022 года и первоначально считался менее мощной вспышкой рентгеновского излучения от относительно близкого источника. Однако последующие исследования показали, что эта вспышка произошла гораздо дальше, чем предполагалось вначале, — на расстоянии 2,4 миллиарда световых лет (что по-прежнему делает ее одним из самых близких гамма-всплесков, когда-либо обнаруженных), а это означает, что она также была намного мощнее, чем предполагалось вначале.

В течение 73 дней после первоначального открытия астрономы внимательно наблюдали за этим событием, отслеживая эволюцию его кривой блеска; форма, которую интенсивность света создает на графике с течением времени. Ученым пришлось остановиться примерно через 70 дней, потому что послесвечение переместилось за Солнце, однако оно скоро должно вновь стать видимым.

Группа астрономов из Университета штата Пенсильвания обнаружила, что рентгеновское послесвечение GRB 221009A сразу после взрыва было на порядок ярче, чем когда-либо обнаруженное обсерваторией Swift. При моделировании случайно сгенерированных вспышек только одна из 10 000 была такой же мощной, как GRB 221009A.

После учета расстояния яркость GRB 221009A соответствовала другим гамма-всплескам в каталоге Swift. Другие просто кажутся более тусклыми, потому что они произошли дальше. Согласно расчетам исследователей, именно совокупные характеристики GRB 221009A делают его действительно очень редким.