Ученые расшифровали таинственные знаки на наскальных рисунках, сделанных десятки тысяч лет назад

Группа британских исследователей во главе с Университетским колледжем Лондона расшифровала отметки на наскальных рисунках, сделанные охотниками ледникового периода десятки тысяч лет назад. Ученые утверждают, что маркировка является свидетельством первого использования лунного календаря и, возможно, представляет собой своего рода прото-письменность.
Во многих пещерах на наскальных рисунках встречаются такие точки и штрихи. Теперь ученые показали, что они значат. Пещера Ласко. Википедия

«Пещерный человек» был не только прекрасным художником, но и настоящим астрономом

Ученые давно знают о наскальных рисунках, сделанных людьми в далеком прошлом по всей Европе. Предыдущие исследования показали, что рисунки сделаны охотниками-собирателями ледникового периода, которые питались в основном мясом животных, на которых охотились. Этих животных часто изображали на стенах пещер, в которых жили люди того времени.

Но один аспект наскальных рисунков остался загадкой — некие точки и черточки, расположенные рядом с животными. В новой работе исследователи утверждают, что наконец-то расшифровали эти странные метки.

Странные царапины и непонятные точки

Штрихи и точки встречаются во многих пещерах на всей территории Европы

После нескольких лет исследований ученые обнаружили, что метки совпадают с сезонным поведением животных, таким как спаривание или рождение детенышей. Исследователи отмечают, что такая информация была очень важна для охотников, потому что она помогала предугадать, каких животных легче всего убить в течение определенного периода времени.

Исследователи также обнаружили, что сезонная информация, нарисованная на стенах, может быть разбита на 13 периодов (месяцев), чередующихся в течении года по лунному календарю. Это, как утверждают ученые, свидетельствует о первом использовании лунного календаря.

Археологи также обнаружили, что некоторые метки, такие как Y-образные символы, содержат и более конкретную информацию, например, начало сезона родов изображенного на рисунке животного, в то время как другие метки отмечают сезонную информацию, например, время выпадения снега.

Исследователи предполагают, что такая система записи может быть истолкована как средство письма или, возможно, прото-письменная система, которая, как они отмечают, будет свидетельством самой ранней формы письма Homo sapiens. В заключение ученые пишут, что еще предстоит проделать большую работу по изучению настенного искусства — все еще есть знаки, которые не расшифрованы.