Ученые смогли «подслушать» общение стафилококков

Исследователи из Копенгагенского университета разработали метод точного анализа пептидов, используемых бактериями стафилококка для коммуникации между собой.
Ученые смогли «подслушать» общение стафилококков

То, что стафилококки способны координировать свое поведение с помощью особого вещества — аутоиндуцирующего пептида — ученым известно уже более двадцати лет. В пределах популяции одни бактерии продуцируют этот пептид, а другие реагируют на понижение или повышение его уровня, меняя свое поведение. Эта способность бактерий к коллективному поведению называется чувством кворума.

Но до сих пор подробно изучить сами аутоиндуцирующие пептиды не удавалось — бактерии выделяют их в слишком малых количествах, и при этом они сильно варьируются по своему строению. Датские медики попытались решить эту проблему, и, как они утверждают, смогли добиться успеха.

«Используя химию, масс-спектральный анализ и секвенирование генома мы создали метод, который позволяет нам эффективно и просто "вылавливать" и извлекать аутоиндуцирующие пептиды из очень сложных соединений. Таким образом мы можем нарастить количество пептида, определить его с помощью стандартного оборудования и затем изучить», — говорит один из разработчиков метода, профессор Кристиан Адам Ольсен.

Новый метод позволяет точно определить, как выглядят сигнальные молекулы стафилококка, понять, как именно бактерии коммуницируют между собой, и когда они переходят от обычной жизнедеятельности к опасному для человека поведению, начиная выделять приводящие к инфекции токсины.

Используя свою разработку, ученые уже смогли выявить десять новых аутоиндуцирующих пептидов — столько же, сколько всего было известно до настоящего времени. И чем больше пептидов будет идентифицировано, тем легче будет точно понять, как и почему стафилококки вызывают инфекцию.

Авторы исследования, опубликованного в журнале Natur Chemistry, считают, что говорить о воздействии на поведение стафилококков с помощью модифицированных пептидов пока еще слишком рано, но все же надеются, что когда-нибудь науке удасться добиться того, что эти бактерии больше не смогут атаковать человека своими токсинами.