Ученые выяснили, как ядовитые морские черви отращивают металлические клыки

Морские черви Glycera dibranchiata – по-настоящему жуткие существа. У них есть четыре острых клыка, «сделанных» из меди, которые используются как для кусания добычи, так и для борьбы с соперниками. Теперь ученые выяснили, каким образом этим ядовитым червям удается отращивать эти смертоносные металлические зубы.
Ученые выяснили, как ядовитые морские черви отращивают металлические клыки
Wonderly et. al. Matter, 2022 CC BY-SA

Glycera dibranchiata – далеко не самое дружелюбное существо на планете

Клыки морских червей глицеров (Glycera dibranchiata), состоящие на 10% из кристаллов меди, настолько выносливы, что одного комплекта хватает на пять лет жизни без необходимости постоянного обновления. Они без труда прокусывают кожу жертвы и вводят в нее парализующий яд. Около 20 лет ученые не могли понять, каким образом этим существам удается отращивать такие клыки.

В исследовании, опубликованном в журнале Matter, ученые наконец-то разобрались в биохимии, стоящей за этими зубами.

Первое, что команда обнаружила: медь для клыков черви собирают из морских осадочных пород. Однако в их формировании помогает многозадачный белок.

Многозадачный белок

Исследователи пришли к выводу, что формированию медных челюстей морских червей помогает так называемый многозадачный белок.

«Мы совершенно не ожидали, что белок с таким простым составом, то есть в основном глицин и гистидин, будет выполнять столько функций и несвязанных действий», — пишут ученые.

По словам исследователей, этот белок «берет на себя беспрецедентную роль строительного блока, организатора и производителя — технологический подвиг, имеющий большое значение для автономного производства других полимерных композитов, смесей и/или сетей».

Выявление белка и его работы – первый шаг для понимания химического процесса, который может помочь в будущем при создании новых композитных материалов. Тем временем команда продолжает изучать жутких червей, пытаясь понять роль меди в катализе их яда.