Ученый впервые предоставил снимок кристалла, состоящего только из электронов

Впервые ученым удалось создать и сфотографировать кристалл Вигнера: причудливый материал, полностью состоящий из электронов, о котором впервые появилась теория 90 лет назад.
Ученый впервые предоставил снимок кристалла, состоящего только из электронов

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature на прошлой неделе, ученым удалось организовать электроны в решетку, похожую на соты, поместив их в электрическом поле между двумя слоями вольфрама толщиной всего в атом. Способность «приручить» их, достигнутая благодаря мельчайшим различиям в атомных структурах двух слоев вольфрама, знаменует собой невероятное достижение в области экспериментальной физика. До сих пор подобное не удавалось совершить даже в самых современных лабораториях.

Другие исследователи ранее утверждали, что уже создавали кристаллы Вигнера, и Nature News отмечает, что при этом коллективы предоставляли убедительные доказательства. Однако при этом никто раньше не представлял визуальных свидетельств существования своего кристалла, на чем акцентирует внимание соавтор исследования и физик из Калифорнийского университета Фэн Ван. «Если вы говорите, что у вас есть электронный кристалл, просто покажите мне его», — заявил он.

Снимок уникального кристалла
H. Li et al./Nature

Никакая камера не могла запечатлеть кристалл, поэтому ученым пришлось проявить творческий подход. Им удалось сделать снимок с помощью сканирующего туннельного микроскопа (СТМ), который использует зонд для определения точного местоположения заблокированных электронов, наблюдая, как они реагируют на крошечный разряд электричества. Это ход, который другие ученые, не имеющие отношения к эксперименту, отметили как «особенно умный».