Учёные МГУ научились заранее диагностировать рак мочевого пузыря

Новый тест позволяет предсказать развитие болезни за 10 лет до её клинического обнаружения.
Учёные МГУ научились заранее диагностировать рак мочевого пузыря
GTres

Методика ранней неинвазивной диагностики урогенитального рака под названием UroMuTERT базируется на определении соматических мутаций в промоторе гена, кодирующего теломеразную обратную транскриптазу (TERT) — часть фермента теломеразы, добавляющего повторяющиеся последовательности ДНК на концевых участках хромосом (теломер). Мутации промотора могут необратимо активировать теломеразы, что приводит к «клеточному бессмертию» и неограниченному разрастанию клеток, что вызывает образование злокачественных опухолей (клетки 85 % опухолей обладают теломеразной активностью). В здоровом организме теломерные участки периодически укорачиваются при каждом делении клетки, но при достижении критически малой длины теломер клетка перестает делиться, а в мутировавшей сбивается механизм запрограммированного количества делений клетки.

Учёным Франции, Бангладеш, Ирана, России, США и других стран, входящих в Международное агентство по изучению рака (МАИР), удалось создать тест UroMuTERT, который по моче пациента определяет наличие двух типов мутаций TERT в ДНК клеток уроэпителия.

«На химическом факультете МГУ я занимаюсь фундаментальными исследованиями теломеразы уже более 15 лет. В рамках проекта МАИР я занималась технологической разработкой методов определения мутаций в промотере гена TERT и развитием платформы МАИР для генетических исследований. В частности, я создавала систему валидации результатов UroMuTERT-диагностики глубокого секвенирования методом числовой капельной ПЦР, поскольку эту технологию легко транслировать в клинику. На химическом факультете МГУ совместно с Медицинским научно-образовательным центром МГУ наш коллектив продолжает работать над упрощением методов. В рамках развития проекта мы планируем принять участие в координируемом МАИР многоцентровом межстрановом исследовании для расширения статистических данных, необходимых для включения теста в "золотой стандарт" диагностики.

Метод UroMuTERT обладает огромным потенциалом в неинвазивном скрининге рака мочевого пузыря у лиц с высоким риском развития заболевания. Наше исследование – первый пример того, что существует необратимое изменение в организме, которое происходит за 10 лет до постановки клинического диагноза и которое можно детектировать», — подчеркнула один из авторов работы доцент химического факультета МГУ Мария Зверева.

В ходе исследования тест подтвердил свою функциональность. Среди обследованных в 2004-2008 годах жителей провинции Голестан (Иран) у 30 человек в течение 10 лет после анализа был диагностирован урогенитальный рак — у 14 из заболевших специалисты выявили мутации в TERT за десять лет до развития заболевания. При этом ни у кого из здоровых представителей контрольной группы, насчитывавшей более сотни человек, мутаций не было найдено.

Среди преимуществ теста UroMuTERT его авторы называют неинвазивность, быстроту, относительно невысокую стоимость и обнаружение мутаций при невысоких концентрациях. Результаты своей работы учёные опубликовали в издании EBioMedicine — одного из самых авторитетных в мире научных журналов в области медицины The Lancet.