Учёные объяснили, почему мы не заканчиваем блокноты и дневники

Новый, классно пахнущий ежедневник, блокнот, молескин или дневник так приятно открыть впервые и что-нибудь в него записать. Но спустя некоторое время количество заполненных страниц в любой подобной записной книге не превысит и десятой части, а затем она останется навечно лежать на полке. В чем причина этой знакомой многим ситуации?
Учёные объяснили, почему мы не заканчиваем блокноты и дневники

Чтобы понять суть проблемы, интернет-издание Vox обратилось к нескольким специалистам в области продуктивности, креативности и тайм-менеджмента. Профессор Джонатан Плюкер из Университета Джона Хопкинса считает, что все зависит от того, с какой целью мы приобретаем тетрадь, блокнот или альбом. Если это будет строго утилитарная записная книга, например, классный журнал, реестр или рабочий ежедневник, то, скорее всего, она будет заполнена почти до конца. В случае же творческого применения, когда на бумагу переносится результат фантазии, либо внутренних переживаний, большая часть молескина или дневника останется чистой. Касаясь вопроса причин, ученые, публицисты и художники, опрошенные в рамках статьи, сходятся во мнении, что чистая бумага новой тетради для пишущего символизируют возможности, тогда как уже заполненные — неудачи при их реализации. С каждой новой страницей наш мозг сталкивается с разницей между тем, как наши идеи выглядят в голове, и тем, насколько несовершенно мы их выражаем. Более того, если не заполнять дневник или блокнот некоторое время, а затем перелистывать уже исписанную часть, можно «встретить» себя прежнего. Для кого-то это напоминание о своем прошлом более низком уровне самовыражения, а для кого-то возвращение к нежелательному опыту.

Как недопустить пустой траты денег на канцелярские принадлежности, которые потом будут лежать без дела? Первый совет, который дают те люди, что регулярно заканчивают свои записи, — определить, насколько это вообще нужное занятие. В современном мире существует культ креативности, но это не значит, что ему следовать обязательно. Нет ничего зазорного в отсутствии таланта к письменному или графическому выражению своих мыслей, более того, нет ничего зазорного в полном отсутствии творческих талантов. Если же писать на регулярной основе все равно хочется, стоит придерживаться простых рекомендаций. Во-первых, не нужно покупать дорогие блокноты или тетради: дороговизна неоправданно завышает их ценность в глазах пишущего, а человек неосознанно начинает бояться испортить бумагу чушью. Во-вторых, не следует ставить перед собой сложные цели и загонять себя в рамки завышенных требований. Ещё один совет — иногда имеет смысл просто установить для себя минимальную норму написанного в день, например, два-три предложения. Это легко достижимая цель, а по инерции почти всегда написано будет гораздо больше. И, наконец, если ничего не получается на регулярной основе, не нужно себя за это упрекать: очень маленький процент креативных людей действительно творит ежедневно. В большинстве случаев вдохновение нападает внезапно, поэтому попытки выработать универсальную систему в записях все равно не увенчаются успехом.