Угроза 1: астероидно-кометная

Астероидов, сближающихся с Землей, сегодня более 7000. 6000 из них причислено к категории опасных, причем 1000 из них представляют высокую опасность.
Угроза 1: астероидно-кометная

Уровень опасности: высокий

Вероятность: невысокая

Возможные последствия: гибель миллионов людей и экологическая катастрофа, катастрофические изменения климата

Вероятные сроки наступления: вероятность существует всегда, дата «под подозрением» — 2036 год

Меры противодействия: мониторинг, меры по изменению орбиты астероида с помощью солнечного паруса, «гравитационного тягача» и других, пока гипотетических средств

В прежние времена считалось, что практически все астероиды «живут» в главном поясе между орбитами Марса и Юпитера. Но сейчас уже точно известно, что при хаотичных и разнообразных орбитах и очень высоких скоростях там нередко случаются столкновения. Астероиды дробятся, меняют орбиты. Некоторые из них попадают под более сильное гравитационное влияние Юпитера и выбрасываются из пояса астероидов, другие притягиваются Марсом и тоже уходят в сторону. Так могут появиться астероиды, сближающиеся с Землей (АСЗ). Они либо пересекают орбиту нашей планеты с внешней или с внутренней стороны, либо просто попадают внутрь этой орбиты. В этом случае их очень трудно наблюдать — часто они закрыты Солнцем и невидимы в оптические телескопы.

«Более-менее крупные небесные тела падали на Землю всегда. Достаточно вспомнить огромные кратеры, обнаруженные на планете, или Тунгусское событие, — говорит Лидия Васильевна Рыхлова, заведующая отделом космической астрометрии ИНАСАН. — Но все при этом жили спокойно, потому что техника для выявления астероидов до конца прошлого века не позволяла открывать небольшие небесные тела (с поперечниками в сотни и десятки метров). В конце прошлого века появилась новая техника наблюдений на основе ПЗС-матриц, и теперь можно обнаруживать в динамике (фактически в режиме видео) гораздо более мелкие объекты, двигающиеся вблизи Земли. Теперь не нужно, как раньше, сравнивать между собой фото, сделанные в разное время, чтобы увидеть изменения картины неба».

В 1992 году Конгресс США поручил NASA разобраться в вопросе астероидной угрозы. Была принята программа Spaceguard («Космическая стража»), в рамках которой все пригодные телескопы оснастили современной техникой для слежения именно за мелкими телами.

«Первоначальная задача, поставленная перед NASA, заключалась в том, чтобы за десять лет открыть все астероиды диаметром километр и более, которые находятся в окрестностях Земли, в основном в главном поясе астероидов между Марсом и Юпитером, — говорит Лидия Рыхлова. — За десять лет эта программа была практически выполнена. По ходу ее реализации стали находить астероиды гектометровых (сотни метров) размеров. Теперь на следующие десять лет стоит задача открывать астероиды размером 100−140 м. Именно небольшие небесные тела представляют наибольшую опасность для Земли. А между тем считается, что до сих пор их открыто не более 10−15%».

Астероидов, сближающихся с Землей, сегодня насчитывается более 7000. 6000 из них причислено к категории опасных, причем 1000 из них представляют высокую степень опасности. В число угрожающих Земле записан пресловутый Апофис. Его поперечник составляет 250−300 м, но и этого достаточно, чтобы сотворить на Земле много бед. Апофис двигается по близкой к Земле орбите, и предполагается, что в 2036 году он может пересечь геостационарную орбиту. На этом расстоянии (порядка 40 000 км) уже очень сильно ощущается земная гравитация, и астероид может стать спутником Земли или просто упасть на Землю.

«Главное сейчас, — замечает Лидия Рыхлова, — исследовать ближайшее появление Апофиса в окрестностях Земли. Это случится в 2012—2013 годах, и множество обсерваторий в мире готовятся его наблюдать, уточнять его орбиту, чтобы либо опровергнуть возможность столкновения, либо подтвердить».