В Эфиопии найдена мастерская по изготовлению топоров из обсидиана. Ей 1,2 миллиона лет

Ранее считалось, что обсидиан, крайне хрупкое и опасное вулканическое стекло, не использовалось людьми до конца каменного века. Но, оказывается, это не так.
Margherita Mussi

Обсидиан – крайне хрупая и опасная порода. Даже сейчас мастера используют защитное снаряжение во время работы с материалом

В новом исследовании, опубликованном в журнале Nature Ecology & Evolution, археологи описали мастерскую по изготовлению обсидиановых ручных топоров, найденную в Мелка-Кунтуре – комплексе палеолитических памятников в Эфиопии. Этой мастерской около 1,2 миллиона лет.

Обсидиан – разновидность вулканического стекла, которое образуется в результате быстрого охлаждения лавы. Благодаря своей хрупкости и твердости, при раскалывании порода образует крайне острые края, часто используемые в качестве режущих и колющих инструментов.

Ранее считалось, что материал начали использовать только с конца каменного века.

Однако во время недавних раскопок археологи обнаружили древний слой отложений, в котором содержалось 578 каменных орудий. Почти все из них были сделаны из обсидиана.

Работа с обсидианом

Обсидиан

Даже современные мастера при работе с этой породой используют специальные перчатки, так как высока вероятность травмировать руки об острые края обсидиана.

Но, согласно новому исследованию, неизвестный вид человека уже 1,2 миллиона лет назад нашел подход к обработке материала и стандартизировал его.

По словам ученых, это говорит о наличии «нестандартного мышления» и творческом подходе к решению проблем у древних людей.