Необычное открытие: как ученые отыскали в космосе необъяснимую звезду

В ходе наблюдения за нейтронной звездой в течение более двух десятилетий, астрономы зафиксировали неожиданный сбой ее вращения.
Необычное открытие: как ученые отыскали в космосе необъяснимую звезду

Пульсар, называемый PSR J0908-4913 (сокращенно J0908), вдруг изменил скорость своего вращения. Подобное случается с пульсарами, а сам сбой частоты вращения называется глитчем.

«Весьма примечательно, что радиотелескоп Parkes наблюдал этот пульсар более 20 лет, не фиксируя ни единого сбоя, — говорит астрофизик Маркус Лоуэр из Технологического университета Суинберна в Австралии.

Пульсары — это быстро вращающаяся мертвая звезда, называемая также нейтронной звездой. По сути — это ядро, оставшееся после того, как звезда определенной массы прошла стадию сверхновой. Пульсары отличаются мощным излучением, исходящим из полюсов. При этом они вращаются с большой скоростью и похожи на некие космические маяки.

Поскольку скорость вращения пульсаров постоянна, производимое ими мигание отличается точностью и ритмичностью, являясь полезным инструментом для астрономов. Но из примерно 2700 известных пульсаров Млечного пути сбои вращения наблюдаются лишь у небольшого процента (5-7%). При этом скорость вращения увеличивается, и считается, что данный эффект вызван процессами внутри нейтронной звезды.

Пульсар J0908 имеет 107-миллисекундный период вращения. Он был обнаружен в 1988 году с помощью телескопа обсерватории Молонгло (MOST). Последующие наблюдения за ним велись в течение более двух десятилетий. Глитч же, о котором идет речь, был зафиксирован 9 октября 2019 года.

«J0908 — это то, что радиоастрономы называют "молодым пульсаром", подверженным наибольшему количеству глюков и имеющим нестабильные периоды вращения, которые могут варьироваться от десятков до сотен миллисекунд в течение нескольких лет», — объясняет Маркус Лоуэр.

Пульсары, как правило, меняют скорость вращения каждые 6-25 лет. Вполне вероятно, что J0908 сбоил уже много раз и, возможно, долгосрочное наблюдение началось сразу после очередного сбоя.

Могут пройти годы, прежде чем J0908 снова даст сбой. Но до тех пор о нем предстоит узнать очень много: не проявятся ли у пульсара какие-то странности после сбоя, сколько времени потребуется ему, чтобы вернуться в нормальное состояние, и вызвал ли сбой какие-либо долговременные изменения.