В марсианском кратере Джезеро обнаружены органические соединения

В исследовании, проведенном под руководством Калифорнийского технологического института, анализируется несколько образцов камней, найденных на дне кратера Джезеро на Марсе, где в 2020 году приземлился марсоход Perseverance. Ученые показали, что камни взаимодействовали с жидкой водой. Причем эти породы показывают присутствии органических соединений.
В марсианском кратере Джезеро обнаружены органические соединения
Кратер Джезеро. NASA

Органические соединения это еще не жизнь. Но это биомаркер

В работе планетологов, которую возглавили ученые Калифорнийского технологического института , анализируется несколько камней, найденных на дне кратера Джезеро на Марсе. Камни нашел марсоход Perseverance. Камни подвергались воздействию жидкой воды. Эти породы также содержат органические соединения.

Наличие органических соединений (соединений с углеродно-водородными связями) не является прямым свидетельством жизни, поскольку такие соединения могут быть созданы в результате небиологических процессов. Чтобы определить, как возникли эти соединения, нужно доставить образцы на Землю. Вероятно, это случиться только 2030-ые годы.

Соавтор работы профессор Марк Сефтон говорит: «Я надеюсь, что однажды эти образцы можно будет вернуть на Землю, чтобы мы могли изучить надежные доказательства наличия воды и органического вещества и выяснить, были ли условия, при которых эти соединения возникли, подходящими для жизни на молодом Марсе».

Реки на Марсе

Perseverance уже находил органические соединения в дельте Джезеро. Дельты представляют собой веерообразные геологические образования, возникающие, например, на месте впадения реки в озеро.

Ученых особенно интересует дельта Джезеро, поскольку в ней могут сохраниться микроорганизмы. Дельты образуются, когда река, несущая мелкозернистые отложения, впадает в более глубокий водоем. Там речная вода резко замедляется и переносимые ею микроорганизмы, выпадают на дно.

Марсоход приземлился на дно кратера, где когда-то было озеро, и двинулся к дельте. Исследователи ожидали найти осадочные породы, но обнаружили на дне кратера следы давнего извержения — остывшую магму. Минералы в ней сохранили не только следы магматических процессов, но и следы интенсивного контакта с водой.

Эти минералы, такие как карбонаты и соли, требуют, чтобы вода циркулировала в магматических породах, вырезая ниши и откладывая растворенные минералы в пустотах и трещинах. В некоторых из этих ниш ученые заметили наличие органики.

Что нашел SHERLOC

Perceverance
Perseverance за работой. SHERLOC — в правом нижнем углу

Минералы и органические соединения были обнаружены с помощью специального инструмента — SHERLOC. Это аббревиатура со сложной расшифровкой: «Сканирование обитаемых сред с помощью рамановской люминесценции для [поиска] органических и химических веществ».

Установленный на роботизированной руке марсохода, SHERLOC оснащен рамановским спектрометром, который использует особый тип флуоресценции для поиска органических соединений и для наблюдения за их распределением в материале.

Когда марсоход подъехал к дельте Джезеро, он взял несколько образцов пород, измененных водой, и спрятал их для возможной будущей миссии по возврату марсианских образцов. Они должны быть возвращены на Землю и исследованы в лабораториях с современным оборудованием, чтобы окончательно определить наличие и тип органики и ее отношение к наличию жизни, в прошлом или даже в настоящем.