В скальной породе возрастом 3,4 миллиарда лет обнаружены древние окаменелости микробной жизни

Микроископаемые возрастом примерно 3,42 миллиарда лет стали древнейшим свидетельством существования на Земле определенной микробной жизни, жизненный цикл которой был завязан не на кислороде, а на метане.

Ученые утверждают, что это самое древнее свидетельство существования очагов жизни в гидротермальных системах юной Земли

Эти формы жизни изначально существовали чуть ниже морского дна в карманах густого «супа», созданного смешением более прохладной морской воды сверху и теплых гидротермальных флюидов, поднимающихся из глубин.

Новые открытия могут ответить на некоторые вопросы о том, как и где впервые зародилась жизнь в палеоархейскую эру (3,2–3,6 миллиарда лет назад), а также понять, существовали ли такие очаги микроскопической жизни еще раньше в истории Земли.

«Мы обнаружили исключительно хорошо сохранившиеся свидетельства окаменелостей микробов, которые, кажется, процветали вдоль стенок полостей, созданных теплой водой из гидротермальных систем на несколько метров ниже морского дна», — рассказал палеонтолог Барбара Кавалацци из Болонского университета.

«Подповерхностные среды, нагретые вулканической активностью, вероятно, были местом обитания некоторых из самых ранних микробных экосистем Земли. Наша находка — самый древний пример, который удалось обнаружить на сегодняшний день», — добавила она.

Камни, содержащие окаменелости, были собраны в Зеленокаменном поясе Барбертон в Южной Африке, недалеко от границы с Эсватини и Мозамбиком — месте, где можно найти одни из самых старых и наиболее хорошо сохранившихся осадочных пород на всей планете.

Анализ извлеченного осадка показал, что микроископаемые представляют собой микробов с богатым углеродом внешним покрытием вокруг ядра, которое как химически, так и структурно отличалось от оболочки. Это указывает на наличие в древних океанах микроорганизмов с клеточным материалом, «завернутым» в мембрану или клеточные стенки.

Дальнейшее исследование выявило большинство основных химических элементов, необходимых для поддержания жизни, а также другие доказательства того, что эти ископаемые когда-то были микробами, а не просто органическим мусором. Так, концентрации никеля в отложениях аналогичны тем, которые обнаруживаются у современных архей — микробов, которые используют метан, а не кислород, как это делали их далекие предки.

«Хотя мы знаем, что прокариоты архей могут быть окаменелыми, у нас очень мало реальных находок таких реликтов», — говорит Кавалацци. «Наши находки могут впервые расширить летопись окаменелостей архей до эпохи, когда на Земле зарождалась жизнь».

Подобные исследования помогают нам не только заглянуть в самые древние уголки истории, но также улучшить уже существующие методики по поиску следов живых организмов на других планетах.