В Судане обнаружен древний храм, камни которого покрыты необычными иероглифами

Археологи обнаружили остатки храма, датируемого примерно 2700 лет назад, когда царство под названием Куш управляло обширной территорией, включая то, что сейчас является Суданом, Египтом и некоторыми районами Ближнего Востока.
В Судане обнаружен древний храм, камни которого покрыты необычными иероглифами
Dawid F. Wieczorek-PCMA UW
Археологи в Судане обнаружили остатки храма, построенного почти 3000 лет назад.

Остатки храма были найдены в средневековой цитадели в Старой Донголе, месте, расположенном между третьим и четвертым порогами реки Нил в современном Судане. Некоторые каменные блоки храма были украшены рисунками и иероглифическими надписями. Анализ иконографии и письменности позволяет предположить, что они были частью строения, датируемого первой половиной первого тысячелетия до н.э.

Открытие стало неожиданностью, поскольку в Старой Донголе не было известно ни одной находки, датируемой 2700 годами, говорится в заявлении археологов из Польского центра средиземноморской археологии при Варшавском университете.

Внутри некоторых останков храма археологи обнаружили фрагменты надписей, в том числе упоминание о том, что храм посвящен Амону-Ра из Кавы. Амон-Ра был богом, которому поклонялись в Куше и Египте, а Кава — это место археологических раскопок в Судане, где и нашли святилище. Неясно, принадлежат ли новообретенные блоки этому храму или это фрагменты более древней постройки.

Джулия Будка, профессор археологии Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, проделавшая обширную работу в Судане, но не участвующая в этом исследовательском проекте, заявила, что «это очень важное открытие, которое ставит [перед ученым] ряд вопросов».

Например, она считает, что для определения точной даты постройки храма могут потребоваться дополнительные исследования. Другой вопрос заключается в том, существовал ли храм в Старой Донголе или останки были перевезены из Кавы или другого места, такого как Гебель-Баркал. По словам Будки, хотя открытие «очень важное» и «очень интересное», «слишком рано говорить что-то конкретное», и необходимы дополнительные исследования.