«Восход» на Солнце: Буря в тихом месте

Такое зрелище даст фору самым современным спецэффектам: поднятый магнитным полем протуберанец размерами с нашу Землю вращается, загибается и снова обрушивается на поверхность Солнца. Впечатляющую видеозапись сделал японский спутник Hinode.

По-японски Hinode означает «Восход», так что этот новейший аппарат — тезка наших ракет 1960-х, которые впервые вывели на орбиту целый экипаж космонавтов. В своей области Hinode — тоже первопроходец. Запущенный в сентябре 2006 г. автоматический спутник предназначен для исследования солнечной активности: некоторые астрономы ласково зовут его «Солнечный "Хаббл"". Установленный на Hinode оптический телескоп имеет разрешение до 0,2 угловых секунды (для сравнения: такие угловые размеры имеет человеческий волос с расстояния в 100 м).

В январе этого года Hinode сделал потрясающую видеозапись колоссального выброса плазмы, вызванного магнитным возмущением Солнца (7,3-мегабайтный видеоролик в формате MOV можно скачать с веб-сайта NASA). По мнению астрономов, самым удивительным в ней является не масштаб происходящего, а место действия. Буря зафиксирована в солнечной хромосфере, которая до сих пор считалась весьма спокойной областью. Еще в XIX веке, наблюдая затмения, ученые обнаружили в атмосфере звезды узкую ярко-красную область, из-за этой выраженной окраски и названную «хромосферой». Впоследствии выяснилось, что цвет ее обусловлен избыточным содержанием раскаленного водорода, который активно излучает на длине волны 6563 ангстрем. Так что, отправляя зонд к Солнцу, японцы не забыли снабдить его специальным светофильтром для работы с этим излучением.

Картинка, открывшаяся японскому аппарату, впечатляет. Сама хромосфера Солнца предстает, как ворсистый ковер, а колоссальный протуберанец из раскаленной плазмы вздымается над ней и медленно раскачивается, будто колеблемый ветром. Из нижнего слоя — фотосферы — поднимаются и опадают гигантские иглы, каждая размером с Техас.

До сих пор происхождение солнечных протуберанцев во многом остается загадочным. Известно, что они формируются под действием нестабильностей магнитного поля вблизи солнечных пятен — но несмотря на интенсивные поиски, никто не в силах заранее предсказать, появятся ли у какого-либо конкретного пятна протуберанцы, или нет. Особенно остро эта проблема встает с расширением активных пилотируемых полетов в космос. Люди на орбите легко могут стать жертвами интенсивной радиации и бомбардировки высокоэнергетическими частицами, которые испускают эти аномалии. Так что точные прогнозы об активности Солнца — вопрос практически жизненной важности.

Читайте об исследовании Солнца зондом Ulysses: «Полярные загадки», а также о том, как редакторы ПМ сами наблюдали солнечное затмение: «Ночь среди бела дня».

По сообщению NASA