Время в волосах: К вопросу о «внутренних часах»

Наши «внутренние часы» диктуют циклическую смену активности и расслабления не только мозгу и основным органам – но и такой «мелочи», как... волосы.
Теги:
Время в волосах: К вопросу о «внутренних часах»

До какого-то момента ученые полагали, что за работу наши «внутренние часы», регуляторы циклической активности организма, сосредоточены целиком в мозге и затрагивают лишь его. Но после того, как в конце 1990-х были открыты гены, отвечающие за циркадные ритмы тела, было показано, что активность эти гены проявляют в самых разных органах и тканях.

Эксперименты на мышах показали, что они участвуют и в наборе излишнего веса, и в чувстве замедления времени, возникающем при курении марихуаны. К сожалению, изучить их работу у человека не так просто, поскольку подобные опыты требуют инвазивных методов — например, регулярного забора крови или проб ткани.

Но вот японские ученые во главе с Макото Акаси (Makoto Akashi) обнаружили куда более простой способ отслеживать периодическую активность генов, связанных с циркадными ритмами. Для этого можно обойтись без крови, достаточно вырвать у подопытного волосок с головы или из бороды. Главное, чтобы с волоском заполучить фолликул, корень волоса и окружающие его живые клетки. Выделив из этих фолликул РНК, ученые показали, что активность связанных с циркадными ритмами генов меняется и в этих клетках. Она была максимальна в периоды активного бодрствования.

Ученые пошли дальше и стали нарушать естественный цикл сна и бодрствования у добровольцев. В течение 3 недель они просили их ложиться все позже и позже, а в течение часа после пробуждения находиться при ярком свете. К концу этого времени добровольцы засыпали, в среднем, на 4 часа позже своего обычного времени. При этом сменилась активность и соответствующих генов в волосяных фолликулах, но сдвинулась она лишь на 2,5 часа.

Аналогичный временной лаг был обнаружен и на добровольцах-рабочих, которые работали с 6 до 15 часов по нечетным неделям, и с 15 до 24 часов — по четным. Работа «генов внутренних часов» также смещалась вслед за периодами сна и бодрствования, но не дотягивала до них, в среднем 5-ти часов. Ученые полагают, что 3 недель просто недостаточно для их перестройки.