Всего одно вещество объяснило невероятную способность детей к обучению

По сравнению со взрослыми дети учатся очень быстро, их развивающийся мозг усваивает информацию с ошеломляющей скоростью. Ученые наконец выяснили, благодаря чему это происходит.
Всего одно вещество объяснило невероятную способность детей к обучению

Это открытие поможет и взрослым обучаться быстрее.

Команда нейробиологов из Университета Регенсбурга в Германии и Университета Брауна в США, возможно, выяснила, что делает мозги детей и молодых людей такими эффективными в усвоении новой информации. Все дело в химическом веществе, известном как ГАМК (гамма-аминомасляная кислота), которое вырабатывается в мозге детей во время и после обучения, превращая их юный мозг в «супер-губку».

Как учиться быстрее

Исследователи использовали функциональную МРТ (фМРТ) для косвенного измерения концентрации ГАМК в зрительной коре у детей во время визуального обучения, чтобы увидеть, чем процесс обучения детей отличается от обучения взрослых.

Измерения были проведены у 55 детей в возрасте от 8 до 11 лет и 56 взрослых в возрасте от 18 до 35 лет, охватывая три различных периода: до начала визуального обучения, во время процесса обучения и после окончания занятия. Результаты показали, что уровень ГАМК у взрослых остается неизменным на протяжении всего эксперимента. Между тем, уровни ГАМК у детей менялись гораздо сильнее.

ГАМК — это химический мессенджер в мозге, который, как известно, играет важную роль в процессе усвоения новой информации. Он также играет ключевую роль в стабилизации, «периоде охлаждения» после обучения, когда хрупкие новые нейронные связи консолидируются и формируется память. Но если во время «периода охлаждения» узнается что-то новое, возникает явление, называемое «ретроградной интерференцией», когда ранее изученная информация переопределяется или уничтожается – она ускользает из нашего мозга.

Это похоже на то, как вы оставляете пирог остывать после того, как его вынули из духовки. Если оставить его в покое, крахмалы в начинке успеют превратиться в гель, который будет удерживать все ингредиенты вместе. Однако, если вы нарежете пирог во время охлаждения, обжигающе горячая начинка получится жидкой и выльется наружу.

Получив новые знания об уровне ГАМК у детей, ученые затем провели поведенческие эксперименты, чтобы выяснить, позволяет ли это быстрее стабилизировать визуальное обучение. То, что они обнаружили, было поразительным.

Взрослым требовался «период охлаждения» в течение часа, чтобы обеспечить стабилизацию, тогда как у детей этот период составил всего 10 минут. Другими словами, благодаря высокому уровню ГАМК их пирог застывает намного быстрее и уже спустя 10 минут они могут поглощать новую информацию без вреда для уже «записанных» знаний. Исследователи также обнаружили, что последовательные сеансы обучения, по-видимому, еще больше увеличивают концентрацию ГАМК у детей, позволяя еще быстрее стабилизировать предыдущее обучение.