Вселенская течь и инфляция: Проблема потерянной материи

Наряду с такими интригующими научными терминами, как «темная материя» и «темная энергия» в лексиконе астрономов вскоре может появиться и «темное течение». Недавно было обнаружено сразу 700 далеких скоплений галактик, летящих в направлении одной общей области пространства – возможно, там скрывается нечто пока нами не увиденное, непонятное, но очень, очень большое.
Вселенская течь и инфляция: Проблема потерянной материи

Считается, что вскоре после Большого взрыва (примерно 13,7 млрд лет назад) Вселенная пережила краткий, бурный, чрезвычайно важный период инфляции, который во много определил ее теперешний облик и действующие в ней законы мироздания. В ходе инфляционного этапа расширение Вселенной шло намного быстрее скорости света. В результате часть материи, образовавшейся в Большом взрыве, могла оказалаться от нас дальше, чем 13,7 млрд световых лет, так что свет от нее до сих пор не достиг наших приборов и датчиков. Наблюдать эту материю невозможно в принципе — по крайней мере, так считают многие специалисты.

Однако, по результатам исследования, проведенного работающим в NASA физиком Александром Кашлинским (Alexander Kashlinsky), можно сказать, что эту «потерянную материю» наблюдать можно косвенно. Ученый изучил движение чрезвычайно крупных структур — скоплений галактик, общим числом около 700. И каково же было его удивление, когда оказалось, что они движутся к какой-то общей цели, на скорости в 1000 км/c, куда-то в область созвездия Центавра. Скорость эта намного быстрее того, что можно было бы ожидать, исходя из обычного предположения о том, что скопления галактик движутся под воздействием темной энергии, ответственной за все расширение Вселенной.

Это был настоящий большой сюрприз. И большой вопрос: что движет все эти колоссальные массы материи, и куда? Масштабы этого движения так велики, что ученые считают, что вряд ли они вызваны каким-то одним, даже очень крупным объектом. Возможно, что в этой области Вселенной существует нерегулярность распределения массы, появившаяся там еще до начала инфляционных процессов. Если это так, то «течение» должно распространяться еще дальше, и стоит внимательней изучить движение других скоплений галактик, которых пока известно около 1500. Если же это предположение ошибочно, то других пока — увы — нет.

Подробнее об инфляционной модели Вселенной и вообще о том, почему она именно такая, а не какая-нибудь другая, читайте в статье «Человеколюбивое мироздание».

По публикации Science