Вулканы и океаны на Венере. Бетон и лед на Марсе. Главные научные новости недели

Новости 11-17 марта. На Венере миллиарды лет назад были океаны воды. Сегодня на Венере продолжают извергаться вулканы. На экваторе Марса обнаружен реликтовый ледник. Разработан бетон, который можно производить из марсианской пыли.
Когда-то на Венере были океаны, как на Земле. NASA

Венера и Марс — две ближайших к нам планеты. Если Марс мы уже готовимся заселять, то к Венере только осторожно присматриваемся

Если на Венере и были пригодные для жизни условия и жидкая вода на поверхности, это было давно и длилось недолго. Потом планета превратилась в тот выжженный мир, которым она является сегодня. Ученые-планетологи построили модель атмосферы Венеры, чтобы определить скорость и механизмы потери кислорода планетой. Результаты работы показали, что если на планете была жидкая вода (что вполне вероятно), это было более 3 миллиардов лет назад. А потом планеты растеряла весь кислород.

Getty

Используя радиолокационные снимки, сделанные на Венере космическим аппаратом «Магеллан» в начале 1990-х годов, ученые обнаружили вулканическое жерло, которое меняло форму и росло в течение восьмимесячного периода в 1991 году. Это говорит о том, что вулканы извергаются на Венере до сих пор, формируя поверхность и атмосферу планеты. Венера живет и меняется.

Реликтовый ледник вблизи экватора Марса.
NASA MRO HiRISE и CRISM

Близкую к поверхности воду на Марсе находили только вблизи полюсов. Несмотря на то, что там холодно и довольно негостеприимно, ученые рассматривали именно эти районы планеты, как место для первых поселений. Вода — главное. Но неожиданно был обнаружен реликтовый ледник почти на самом экваторе планеты. Если наличие подверхностного льда подтвердится, то именно окрестности именно этого ледника станут самым благоприятным местом для развертывания поселения — здесь относительно тепло (по марсианским меркам, конечно) и есть вода.

Марсианский бетон
Open Engineering

В фильме «Марсианин» забытый на планете астронавт занимается выращиванием картошки. У него все получается. Видимо, вдохновленные этой идеей ученые предложили новый бетон — он состоит из марсианской пыли (ее состав имитировали на Земле), крахмала (ну картошку на Марсе мы выращивать умеем, а она богата крахмалом) и соли (ее на Марсе тоже можно найти). Делаем воду изо льда и замешиваем бетон. Он получился исключительно крепким. Дело за малым — долететь до Марса и вырастить там картошку.