Ядовитая лунная пыль: Дышите чистым воздухом!

Лунная пыль опасна для здоровья людей – к такому выводу пришли специалисты NASA, исследующие риски, связанные с планируемой колонизацией Луны.

О том, что вдыхание лунной пыли может негативно отразиться на здоровье человека, ученые знают благодаря программе Apollo. Астронавт Харрисон Шмит (Harrison Schmitt), участник миссии Apollo 17, после высадки на Луну жаловался на сенную лихорадку, которая — как выяснилось — была вызвана именно лунной пылью, попавшей внутрь корабля вместе со скафандрами. Пыль была быстро отфильтрована бортовыми системами жизнеобеспечения, поэтому инцидент не имел никаких серьезных последствий для здоровья людей. Однако регулярное вдыхание лунной пыли на протяжении длительного времени может привести к достаточно серьезным осложнениям, и это необходимо учесть при проектировке будущих лунных баз — считают специалисты NASA.

Вообще-то любая пыль опасна для организма, поэтому на поверхности легких существуют специальные волоски, которые захватывают частицы пыли и выталкивают их по направлению к бронхам. Здесь они обволакиваются мокротой и выводятся наружу при кашле. К сожалению, эти ворсинки не способны захватывать пылинки размером менее 2,5−3 мкм — столь малые частицы из легких уже не выводятся обычным путем. Они могут прочно прикрепляться к тканям, вызывая их воспаление. В результате на месте каждой частицы возникает фиброид — маленький шрам, который уже не может выполнять функции по обмену кислорода и углекислого газа. Подобный механизм ответственен за возникновение ряда легочных патологий — ими, в частности, страдают горняки, вдыхающие минеральную пыль, и строители, имеющие дело с асбестовыми материалами.

Команда ученых из Университета Теннеси пришла к выводу, что массовая доля лунных почв, содержащих опасные микрочастицы, может достигать 1−3%. Эти частицы представляют собой миниатюрные крупинки стекла, образовавшиеся в результате метеоритных ударов. Более того, в опасных пылинках содержатся фрагменты метеоритного железа размером около 10−20 нм. Подобные вкрапления могут напрямую проникать в кровоток, нарушая работу молекул гемоглобина и вызывая эффекты, схожие с отравлением угарным газом.

Другая сторона проблемы: именно металлические вкрапления могут помочь астронавтам справиться с микрочастицами. Благодаря им лунную пыль можно будет легко собирать и фильтровать с помощью обыкновенных магнитов. Кроме того, она может оказаться весьма удобным строительным материалом. По словам профессора Ларри Тейлора (Larry Taylor), «обнаружилось, что если образец лунной пыли поместить в микроволновую печь, рядом с чашкой чая, он нагреется до 1200 градусов и начнет плавиться раньше, чем чай успеет закипеть». Расплавленная пыль превращается в твердое стекло — это обстоятельство натолкнуло ученых на мысль о создании специальных роботов, которые могли бы строить дороги на Луне, разогревая грунт с помощью микроволновых излучателей.

По публикации BBC