Зеленые горошины галактик: Шутники и ученые

Сидя в удобных креслах за своими компьютерами, астрономы-любители помогли открыть сразу несколько небольших галактик неизвестного ранее типа.
Зеленые горошины галактик: Шутники и ученые

Прозванные «зелеными горошинами» (Green Peas — см. иллюстрацию), галактики эти активно формируют новые звезды — примерно вдесятеро быстрее, чем это происходит в нашем Млечном Пути. При этом они еще и совсем невелики, в среднем вдесятеро меньше и в сотню раз легче той же нашей галактики. Обнаруженные «зеленые горошины» находятся на изрядном расстоянии от нас, в 1,5−5 млрд световых лет.

«Это одни из самых активно образующих звезды галактик, которые нам известны», — говорит Кэролин Кардамон (Carolin Cardamone), профессиональный астроном, которая подвела итог работы целой группы любителей. Любители эти участвовали в международном проекте распределенных вычислений Galaxy Zoo, в рамках которого интернет-добровольцы со всего мира могут помочь в анализе огромного массива снимков Вселенной для поиска новых галактик и создания полной классификации этих небесных тел. Этот проект, кстати, принес уже несколько интересных открытий — мы уже рассказывали о том, как с его помощью было обнаружено нечто, вовсе не имеющее названия. Читайте о таинственном «Объекте Ханни» в заметке «Космический призрак».

На этот раз все началось с бурного обсуждения, которое начали на онлайн-форуме Galaxy Zoo участвующие в нем добровольцы. Группы пользователей, назвавшиеся «Гороховым корпусом» (Peas Corps) и «Гороховыми бригадами» (Peas Brigade), сообщили об обнаружении целой серии странных небольших и плотных объектов ярко-зеленого цвета. Судя по всему, начал это какой-то большой шутник, давший этой ветке форума имя «Дайте гороху шанс» (Give peas a chance — каламбур, напоминающий расхожую фразу Give peace a chance, «Дайте миру шанс»). Но дело оказалось вполне серьезным.

Добровольцев, многие из которых уже приобрели вполне весомый опыт астрономических исследований, попросили уточнить найденные картинки и представить их профессиональным ученым для более точного анализа. И действительно, находка была подтверждена, после чего специалисты провели детальное изучение «зеленых горошин», по данным об их светимости вычислив основные параметры странных активных галактик.

«Ни один человек в одиночку не сумел бы совершить подобную находку, — уверена Кэролин Кардамон, — Даже если кто-нибудь смог бы проанализировать, скажем, десять тысяч снимков, он наткнулся бы лишь на парочку "зеленых горошин" и не сумел бы понять, что имеет дело с неизвестным ранее, редким классом галактик». Действительно, из примерно миллиона снимков, составляющих базу Galaxy Zoo, таких «горошин» пока что обнаружено лишь около 250-ти.

По мнению одного из руководителей проекта Galaxy Zoo Кевина Шавински (Kevin Schawinski), такие галактики могли быть куда более распространенными в молодой Вселенной. А значит, более тщательное их изучение вполне способно дать несколько новых штрихов к картине о появлении звезд и галактик на заре существования мира.

weise-sport