Земля пролетает сквозь останки сверхновой: железный дождь

Радиоактивная пыль, похороненная под толщей океана, указывает не весьма странное обстоятельство: наша планета движется сквозь массивное облако пыли и газа, оставшееся после взорвавшейся звезды.
Земля пролетает сквозь останки сверхновой: железный дождь

В течение последних 33 000 лет космос щедро снабжал Землю редким изотопом железа, выкованным в термоядерном пламени сверхновой. Это далеко не первый случай, когда железо-60 загрязняет нашу планету, но яркое свидетельство того, что мы до сих пор плывем сквозь газопылевое облаков – все, что осталось от звезды, взорвавшейся миллионы лет назад.

На протяжении многих лет железо-60 было в центре внимания нескольких исследований. Его период полураспада составляет 2,6 миллиона лет, а значит оно полностью распадется через 15 миллионов лет. Поэтому любые образцы, найденные на Земле, должны быть получены извне, поскольку никакое железо-60 не могло выжить в результате образования планеты 4,6 миллиарда лет назад.

Залежи изотопа в породе самом деле не нашли. Физик-ядерщик Антон Валлнер из Австралийского национального университета ранее датировал отложения на морском дне 2,6 млн и 6 млн лет назад, предполагая, что в это время на нашу планету обрушился поток фрагментов сверхновой.

Но есть и куда более свежие свидетельства появления этой звездной пыли. Ее обнаружили в антарктическом снегу; согласно свидетельствам, изотоп должен был попасть в снег за последние... 20 лет. А еще за несколько лет до этого ученые объявили, что железо-60 было обнаружено в космическом пространстве вокруг Земли в течение 17-летней экспедиции космического корабля Advanced Composition Explorer.

Однако совсем недавно Валлнер обнаружил высокую концентрацию железа-60 в глубоководных отложениях, возраст которых составляет 33 000 лет. И открытие это ставит перед учеными больше вопросов, нежели дает ответов.

В настоящее время Земля движется сквозь так называемое Местное межзвездное облако (англ. Local Interstellar Cloud, LIC), состоящее из газа, пыли и плазмы. Если оно было создано в результате взрыва сверхновой, то нет ничего удивительно в том, что на Землю уже миллионы лет падает «дождь» из железа-60. Это показали как открытие в Антарктике, так и следы на дне океана.

Но если LIC является источником железа-60, то 33 000 лет назад, когда Солнечная система вошла в это облако, уровень изотопа должен был резко возрасти. По крайней мере, за счет полураспада, старые образцы должны содержать намного меньше изотопа, чем более молодые.

Но это не так.

Исследователи отмечают, что Местное межзвездное облако и предполагаемые фрагменты сверхновой могут быть объектами разной природы, а не одной и той же структурой. На самом деле, сверхновая могла взорваться давным-давно, а те следы, что мы имеем на Земле – не более чем эхо событий далекого прошлого.

Пока что ученые заняты тем, что ищут следы железа-60, которые покрыли бы разрыв во времени Их интересует промежуток от 40 000 до 1 000 000 лет назад. Измерив уровень изотопа в этой временной шкале, можно будет с уверенностью сказать, откуда на Землю падает радиоактивный дождь и чего нам ждать в будущем.