«Жаворонки» оказались меньше подвержены депрессии, чем «совы

Согласно новому крупномасштабному исследованию, люди, чей режим сна идет вразрез с их естественным хронотипом («жаворонок», «сова»), чаще страдают депрессией.
«Жаворонки» оказались меньше подвержены депрессии, чем «совы

Если вы «сова», то мир ужасно несправедлив к вам

Исследование было проведено учеными из Университета Эксетера, Англия. В рамках работы специалисты обнаружили, что генетически запрограммированный ранний подъем (хронотип «жаворонок») связан с меньшим риском развития депрессии и лучшим самочувствием в целом. Ученые предполагают, что это может быть связано с тем, что утренние подъемы и дневной образ жизни больше и лучше поддерживаются обществом и социальными уставами.

Новая работа основана на предыдущих исследованиях, которые выявили 351 ген, связанный с хронотипами людей. Используя статистический метод, называемый менделевской рандомизацией, специалисты изучили связь этих генов с семью разными состояниями психического здоровья и благополучия. Всего ученые проанализировали данные 450 000 человек.

Также команда ввела понятие «социального джетлага». Специалисты изучили разницу во сне в рабочие дни и выходные у 85 000 участников, которые носили трекеры-сна. Так ученые обнаружили, что люди, которые были отклонены от своих естественных часов (например, человек был «совой», но ему постоянно приходилось вставать рано на работу), с большей вероятностью сообщали о депрессии и тревоге и страдали от плохого самочувствия.

Ведущий автор Джессика О'Лафлин сказала: «Мы думаем, что это можно объяснить тем фактом, что требования общества ущемляют "сов", они бросают вызов своим естественным часам».