Жизнь на газе: Небывалые бактерии

Не одна только российская экономика сильно зависит от природного газа. В придонных отложениях на большой глубине моря обнаружен неизвестный ранее вид бактерий, питающийся одними только насыщенными углеводородами.
Жизнь на газе: Небывалые бактерии

Насыщенные углеводороды — метан, этан, пропан, бутан — составляют природный газ. Он накапливается в естественных подземных резервуарах, в том числе и в нефтяных, и уже там может подвергаться разложению под воздействием тех же естественных процессов.

По словам одного из участников исследования Ганса Вилкса (Heinz Wilkes), выделенные из морских отложений анаэробные бактерии отличаются крайне необычной биохимией. Для клеточного дыхания вместо кислорода они используют сульфат, и с его помощью утилизируют пропан и бутан в качестве единственного источника углерода и энергии. Эти микробы крайне специализированы, полностью адаптировавшись к непростым условиям существования, где они не встречают конкурентов.

Для этого им пришлось выработать и использовать совершенно уникальный биохимический механизм, позволяющий превращать эти химически инертные углеводороды в активные метаболиты, которые затем могут окисляться с образованием углекислоты. По мнению ученых, дальнейшее изучение этих необычных микроорганизмов позволит разработать новые и более эффективные технологии получения различных производных из природных углеводородов — прежде всего, газа и нефти.

Ученые то и дело сообщают об открытии все новых микроорганизмов, обладающих самыми невероятными способностями — например, устойчивости к жесткой радиации («Бактерия-супермен»), способности питаться нефтью («Всюду жизнь!») или в неимоверно загрязненных местностях («Любители жить в грязи»).