Звездный мамонт: Гигант или карлик?

Великан среди планет или карлик среди звезд? Астрономы спорят, куда отнести объект XO-3b: в 13 раз больше Юпитера, он обращается вокруг своей звезды всего за 4 дня.
Звездный мамонт: Гигант или карлик?

Команда Питера МакКаллога (Peter McCullough) обнаружила и описала XO-3b — самую массивную и крупную из более чем 200 известных планет. Впрочем, размеры — далеко не единственная ее странность. Вдобавок к внушительному весу, ее орбита пролегает чрезвычайно близко к материнской звезде. По всем расчетам, влияние гравитационного поля звезды должно было бы искажать траекторию движения планеты, но и этого не происходит: XO-3b вращается по ровной эллиптической орбите. При каждом обороте она — для наблюдателя с Земли — проходит перед звездой, т. е. является транзитной планетой, что и позволяет изучать ее характеристики.

Обнаружение этого гиганта снова всколыхнуло дискуссии о том, где проходит граница между коричневыми карликами и большими планетами. Масса XO-3b больше массы Юпитера в 13 раз и вплотную приближается к массе типичного коричневого карлика. Вообще, до сих пор не существует единого мнения о том, относить ли коричневые карлики к звездам: они явно не дотягивают до массы, необходимой для запуска настоящей термоядерной реакции превращения водорода в гелий (около 75−80 масс Юпитера). Однако в них уже проходит слияние ядер дейтерия (а если они превышают 65 масс Юпитера, то могут «сжигать» и ядра лития). Именно это и считается многими критерием для выделения их в отдельную группу. Противники этого взгляда считают основным параметром не массу, а происхождение небесного тела, сформировавшегося как отдельная звезда, либо как часть цельной планетарной системы.

Впрочем, что бы ни решили астрономы — отнести ли XO-3b к планетам или к коричневым карликам, он ничуть не перестанет их интересовать.

Между тем, новые находки показывают существование планетарных систем, центрами которых вместо звезд являются планеты: «Солнечные системы без солнц». А телескопы VLA обнаружили коричневый карлик, испускающий мощные радиосигналы: «Карлик с сюрпризом».