Вакцина с крыльями: Полезные комары

Назойливых, прилипчивых и вообще отвратительных кровососущих насекомых предлагается превратить в живые «летающие шприцы» для всеобщей вакцинации.
Вакцина с крыльями: Полезные комары

Вместо того, чтобы разносить болезнь, комары вполне могли бы распространять полезные вакцины: такая очевидная и все равно поразительная мысль пришла в голову группе японских генетиков во главе с Шигето Йошидой (Shigeto Yoshida).

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Мы уже писали о проекте по созданию комаров, невосприимчивых к малярийному плазмодию и, как следствие, неспособных передать болезнь человеку («Противомалярийные комары»). А японцы предложили альтернативный подход: превратить комаров из оружия болезни в средство борьбы против нее. Иначе говоря, в «летающие шприцы», наполненные вакциной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Действительно, при укусе комар не только высасывает кровь, но предварительно впрыскивает крохотную дозу собственной слюны, которая обладает антикоагуляционными свойствами, препятствуя преждевременному свертыванию крови. Можно лишь слегка изменить состав слюны, — рассуждали японские ученые, — а именно, добавить к ней антиген, запускающий иммунный ответ. Они идентифицировали промотор, область ДНК, регулирующая активность генов, связанный с белками комариной слюны. К этому промотору ученые «подключили» и ген, кодирующий белок-антиген SP15, перспективную вакцину против лейшманиоза, паразитического заболевания, которое распространяют насекомые.

Трансгенные комары действительно начали вырабатывать вакцину, а когда им дали укусить мышь, у нее в крови выработались и были идентифицированы эффективные антитела против SP15. Впрочем, количество антител оказалось не слишком велико, и ученым еще предстоит проверить, насколько устойчивы эти мыши к болезни — процесс тормозит то, что оборудование, необходимое для подобного эксперимента, крайне редко.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кстати, в среднем каждая лабораторная мышь была укушена комарами около 1500 раз. Это может показаться огромным числом, но на самом деле, как показали исследования, в местах широкого распространения малярии и малярийных комаров каждую ночь человека кусают около сотни раз. Работу над трансгенным комаром, продуцирующим вакцину от малярии, ученые тоже ведут.

Впрочем, вряд ли подобный подход, при всей своей элегантности, будет реализован на практике. Дело хотя бы в том, что количество укусов, которые достанутся каждому конкретному человеку в реальных условиях, предсказать невозможно. Соответственно, невозможно регулировать и дозировку вакцины (это выглядело бы примерно как сделать одному пациенту укол, а другому — сразу 500 уколов).

И вообще ни одна контролирующая медицинская организация не согласится на подобный проект: по закону, человек должен быть осведомлен о проведении вакцинации, и без его согласия делать этого нельзя. А комар кусает — увы — без предупреждения.