РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Боль трехмерности: Опасность из будущего

Триумфальное пришествие трехмерного кинематографа несколько омрачается отзывами некоторых зрителей, которые жалуются на мигрени и боли в глазах, которые появляются во время просмотра. А появление домашних трехмерных телевизоров, плееров и игр, которое ожидается уже в самое ближайшее время, грозит перерастанием этих проблем в более серьезные.
Боль трехмерности: Опасность из будущего

Появление сообщений о потенциальной опасности технологий трехмерного кино именно сейчас — не сюрприз, поскольку лишь в последнее время технологии эти (благодаря собравшему колоссальную кассу фильму «Аватар») стали по-настоящему массовыми.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

По сути, такие технологии являются нехитрым «обманом» мозга, при котором картинка, подаваемая на один глаз, слегка смещена относительно той, которая подается на второй. Мозг «инстинктивно» накладывает их одну на другую: по сути, трехмерность появляется лишь у вас в голове, в чем легко убедиться, в какой-то момент на сеансе 3D-фильма сняв очки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если в кинотеатрах сегодня чаще всего используются очки с разной поляризацией стекол, пропускающие, соответственно, лишь свою часть картинки, предполагается, что очки для трехмерного телевидения будут более сложными. Питаясь от собственных аккумуляторов, они будут открывать и закрывать невидимые глазу шторки, много раз в секунду, синхронно с выводом картинки на экран, и пропускать эту картинку только в один глаз в каждый конкретный момент времени. Результат тот же: глаза видят разные изображения, обманутый мозг их совмещает.

В жизни же наше зрение получает объемное изображение несколько иначе. Для начала глаза слегка синхронно отклоняются, «наводясь» на объект, затем они индивидуально «подстраивают» форму линзы-хрусталика, получая четкое изображение. Этот процесс называется вергентными движениями глаз, глаза производят их раздельно друг от друга, но не слишком сильно друг от друга отклоняясь. По мнению калифорнийского профессора Мартина Бэнкса (Martin Banks), технологии трехмерного кино конфликтуют именно с этим процессом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как полагает Бэнкс, происходит следующее. Зритель должен сфокусировать взгляд на определенное расстояние — на экране — тогда как «наводиться», отклоняясь, глаза должны на другое расстояние, на то, где, как кажется, располагается иллюзорный трехмерный объект. Именно это может приводить к возникновению болей и дискомфортных ощущений: нормальная связь между вергентными процессами и фокусированием нарушена.

Несколько упрощенно можно объяснить ситуацию так. В действительности, направляя взгляд на трехмерный объект, линии пары наших зрачков сходятся на нем, и хрусталики на нем же фокусируются. В кино же линии вынуждены сходиться на одной дистанции, а фокусирование происходить — на другой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конечно, львиная доля зрителей, посмотревших «Аватар», ни каких особенных проблем не почувствовали. Но специалисты опасаются, что с ростом популярности трехмерного кино и телевидения проблема будет нарастать.

Более того, она неминуемо обострится при распространении домашних трехмерных технологий, в которых используются не столь большие экраны, как в кинотеатрах. Бэнкс поясняет: «Чем дальше вы находитесь от экрана, тем меньше конфликт между вергентностью и фокусированием, так что я не слишком озабочен ситуацией в кинотеатрах, дистанция от зрителя до экрана в них достаточно велика. Но недавно проведенное исследование показало, что настоящие проблемы появляются, когда зритель находится ближе к экрану, особенно — на расстоянии менее метра».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интересно, что Мартин Бэнкс с коллегами уже предлагают и решение проблемы, специальное устройство, снимающее описанный выше конфликт. Это — просто-напросто дополнительная линза, которая приближает расстояние, на которое вынуждены настраиваться хрусталики, к расстоянию, на которое ориентируются глаза при вергентных движениях. Устройство это было апробировано на 17-ти добровольцах, которые подтвердили, что глаза при просмотре трехмерных фильмов намного меньше устают, и никаких других неприятных явлений вообще не наблюдается.

Впрочем, другие специалисты полагают, что проблема может быть связана не только с этим конфликтом, но и с другими деталями. Это может быть небольшая, совершенно незаметная разница в размере, расположении и других свойствах картинок, которые подаются на глаза. Впрочем, они замечают, что пока и эти проблемы еще не проявили себя в полной мере: в заранее «отрендеренных» фильмах наподобие «Аватара» процесс идет с достаточной точностью. Но когда трехмерное телевидение начнет вести прямые репортажи с футбольных матчей, уровень неточностей в параллельной обработке двух разных картинок может достичь критической величины.

danilbash
danilbash 12 Апреля 2010, 16:04
я 2 раза на Аватаре был в 3д. первый раз бошка болела, но потом привык, ниче. я думаю, что будущее за реальным 3д, без очков (или голограммой).
chief
chief 11 Апреля 2010, 14:04
Я тоже Битву Титанов посмотрел. И тоже эффект 3Д не в печатлил. Ничего не двоилось и очки чистые, одноразовые- просто эффект не так ярко выражен как в Аватаре. Потом нашел причину- Битва Титанов и Алиса не тру 3д, в отличие от Аватара. Т.е. они были сняты как обычные фильмы, а потом уже дообработаны в 3Д. Аватар же изначально снимался сдвоенными камерами. И если компьютерную графику перевести в 3Д ничего не стоит- то реальную сьемку невозможно- обьекты тогда будут хоть и на разном удалении, но плоские, как из картона(в анаглифе этот эффект всегда)- потому что в 3Д нужны картинки не только со смещением но и под несколько разными углами.
chief
chief 09 Апреля 2010, 14:04
Вчера прочитал в газете местной(Датской) о том, что 2% людей невосприимчивы к 3Д. Они объем либо вообще не видят, либо видят с нарушениями- отчего возникают головные и глазные боли. Даже название этому расстройству придумали- Avatar-headache - Синдром Аватара(дословно Аватар-головная боль). Но о том что 3Д вредно для всех- ни слова.
kir9084
kir9084 09 Апреля 2010, 08:04
последствия будут!
nicknomad
nicknomad 09 Апреля 2010, 07:04
Я считаю что все это 3Д это дискриминация очкариков. У мя оч плохое зрение (близорукость -9) , если накладыать очки 3Д поерх обычных то глаза нереально устают и начинают болеть, без обычных очков если надеваю только 3Д глаза не болят , но я почти ничего не вижу, т.к. я и так плохо вижу а в 3Д очках (в кинотеатрах) там не стекла а пленочка цветная. Кстати интересная мысль что это как спорт.
slavyan58
slavyan58 08 Апреля 2010, 20:04
где то читал про это же, в кинотеатрах лучше как можно дальше сесть
ilya_polev
ilya_polev 08 Апреля 2010, 18:04
на мой взгляд дело в особености организма
chief
chief 08 Апреля 2010, 14:04
Кстати, последние пару дней провел большое тестирование очков 3D Vision- играл в Assasin Creed 2 два дня(с перерывом на сон). Очки у меня уже год, но последнее время мало играю, несколько часов в неделю всего -- а тут зацепило! По 12 часов подряд играл- все время в очках- и, скажу вам, абсолютно никаких болей, усталости глаз, и вообще неприятных ощущений. Вообще к 3Д быстро привыкаешь, и перестаешь обращать внимание- но стоит только снять очки- так сразу чувствуешь разницу. Статья, по-видимому, у которых действительно болит голова после просмотра 3Д- но это единицы- и для них лучшим решением будет 34 Д не смотреть. Остальным же- ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ХХI ВЕК!
chief
chief 08 Апреля 2010, 14:04
До боли похожая статья на хабрахабре была. Один автор или один источник? Статья там, вполне заслуженно закидана помидорами. Что это за ничем не подтвержденные утверждения? Где доказательства, исследования специалистов? Единственное на чем основываются авторы- то что у некоторых болят глаза после просмотра. Если бы проблема существовала- были бы и исследованя. Меня, как владельца Nvidia 3D Vision- тема очень интересует. Но я читал- что 3Д полезнее для глаз чем не3Д именно потому что глазам приходится менять фокусировку- т.е. они работают. А как известно все проблемы от мониторов- потому что глаза смотрят все время в одну плоскость, что не свойственно.
nik_trening
nik_trening 08 Апреля 2010, 12:04
У меня конечно голова от просмотра 3D не болела, но глаза уставали... Было бы интересно узнать, какие последствия будут, если человек несмотря на головные боли и дискомфорт будет продолжать смотреть 3D. Будут ли серьезные последствия, например со зрением или восприятием окружающего пространства..? Вопрос мне кажется актуальный, ведь сейчас практически каждый новый фильм выходит и в формате 3D. И не хотелось бы иметь проблемы с "головой" из-за такого рода развлечений.
alexnj
alexnj 08 Апреля 2010, 08:04
Влияние 3D на человека еще не изучено. Разве страх, неизведанного влияния на человека, может перевесить интерес к красивым картинам получаемым благодаря этому эффекту, конечно же нет, и мы все равно будем ходить на 3D. (если не доказано, что вредит значит можно спокойно ходить и наслаждаться) Технологии прут. Матрица воплощается в жизнь. Скоро сделают разъем в голове, подключаеш штекер и сигнал с картинкой идет прям по нервам в мозг, минуя глаза. А можно и без разъема Блютуз или ВайФай. Круто!!!
Загрузка статьи...