Стюардесса за штурвалом: авиасимулятор
![Стюардесса за штурвалом: авиасимулятор Стюардесса за штурвалом: авиасимулятор](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/05a/05a7fba5b02775acaeff811565bc79af_ce_1920x1008x0x0_cropped_510x340.webp)
В мае профессия бортпроводника отметила свое 80-летие: 15 мая 1930 года на одном из регулярных рейсов Сан-Франциско — Шайенн авиакомпании Boeing Air Transit впервые появилась стюардесса — эту должность придумала медсестра Элен Черч. Еще одна дата: 14 июня 2010 года. В этот день штатному пилоту самолета Boeing 767, следовавшему по маршруту Сан-Франциско — Чикаго, стало плохо. В принципе, первый пилот справился бы с посадкой и в одиночку — в экстренном случае. Но вдвоем проще, и он задал вопрос: «Нет ли среди пассажиров человека, обладающего летной лицензией?»
Такой человек был — стюардесса Патти де Луна, которая не садилась за штурвал около 20 лет, а до того водила только легкие «Сессны». «Где тут тормоза — был мой первый вопрос к капитану», — смеялась Патти потом. Они посадили самолет успешно — капитан и стюардесса, ничем не потревожив 225 пассажиров и членов экипажа, присутствовавших на борту.
![Сделано в России Сделано в России](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2b3/2b3485a8fafcef7fe057e4f11ffb67f9_cropped_510x340.webp)
Может ли стюард посадить самолет в случае опасности? Пилоты учатся годами — сначала на специальных тренажерах, затем за реальными штурвалами. А стюарды проходят лишь легкую теоретическую подготовку. В жарком июле московская компания TFT провела соревнование между стюардами нескольких крупных российских авиакомпаний — кто сможет взлететь и сесть с наименьшим количеством ошибок? Базой конкурса стал тренажер TFT Boeing 737.
Редактор идет на взлет
Тренажер TFT стоит посередине огромного пустого помещения. С одной стороны он окружен компьютерами, креслами «диспетчеров», с другой на стене висят фотографии того, как тренажер разрабатывали и монтировали. Потому что его сконструировали тут, в этом самом помещении — от сварки до написания программного обеспечения. Никаких иностранных лицензий, сугубо российский продукт.
Мы поднимаемся по трапу и попадаем... в самую настоящую кабину самолета Boeing-737−800. Когда дверь закрыта, иллюзия присутствия полнейшая. Мы спросили у пилота, чем отличается внутренняя обстановка тренажера от реального самолета. «Практически ничем, — отвечает пилот Константин Коровкин. — Ну разве что мы знаем, что это тренажер. А так — никаких отличий от реальной кабины». Бóльшая часть оборудования взята из настоящего самолета, что-то сделано своими руками по полному образу и подобию. Фотографий внутренней обстановки «Боинга» достаточно, да и чертежи не засекречены, их можно свободно получить в патентной базе или напрямую у компании Boeing.
![Психология полета Психология полета](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/9c3/9c3196a10feaf6fc0ca0db005cf81fe2_cropped_510x676.webp)
В тренажер заложена полная трехмерная карта любого аэропорта мира. Мы взлетали из Шереметьево. «Курс 246», — сказал пилот, и я поверил ему на слово. «В каждом аэропорту, — говорит Коровкин, — четыре курса. Две полосы в одну сторону и две в другую. Тут — 246 и 66 градусов соответственно. Во Внуково — 111 и 1. В Домодедово — 118 и 9».
Конечно, «с нуля» самолетом особенно не поуправляешь. Со штурвалом никаких проблем. От себя — вниз, на себя — вверх. Но штурвал — это не более чем 10% от управления авиалайнером. Первым делом настраиваем курсоглиссадную систему. Глиссада — это теоретическая линия-траектория, по которой садится самолет. Курсоглиссадная система (КГС) — это наиболее распространенная в мире система захода на посадку. Она состоит из курсового и глиссадного маяков, первый из которых фиксирует направление движения самолета и не позволяет отклониться вправо или влево. Второй аналогичным образом регулирует правильную высоту полета и траекторию снижения. Курсоглиссадные системы сертифицируются по трем категориям. КГС III категории позволяет заходить на посадку при видимости в 200 м и высоте нижнего края облаков 30 м. А, к примеру, КГС I категории требует как минимум 1000 м прямой видимости (именно такой, более слабой системой был оборудован аэродром «Смоленск-Северный», на котором разбился самолет с президентом Польши Лехом Качиньским на борту). У каждой КГС свои радиочастота и посадочный курс. Мы настраиваем нужные нам — чтобы взлететь и приземлиться на одну и ту же полосу.
Перед нами загораются экраны. Они не просто вмонтированы в обзорные окна. Окна — сами по себе, а за ними распахивается панорама. Идет небольшой дождик (погоду можно настроить по своему желанию). Легкий туман. Промозглое осеннее утро, реет флаг над Шереметьево. Взлетаем.
![Первый урок Первый урок](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/41d/41dc36e1c26f232fcd3747830fd780b6_cropped_510x765.webp)
Сначала управление происходит при помощи педалей, по мере набора скорости их эффективность падает, приходится переходить на штурвал. Закрылки — 5 градусов. При посадке выставляется 30−40° в зависимости от скорости и массы самолета. Нужно успевать контролировать вертикальную скорость и угол тангажа — это угол между продольной осью летательного аппарата и горизонтальной плоскостью.
У каждого аэропорта — своя высота круга. У Шереметьево — 2000 футов (610 м). Передняя опора самолета отрывается при 123 узлах, мы резко идем вверх, кабина опрокидывается, перегрузка вдавливает меня в сиденье. Коллеги сзади чертыхаются: их приставные стульчики скользят и переворачиваются. Не забыть убрать шасси, поставить закрылки на «ноль». Краткие, резкие команды пилота поступают быстрее, чем мозг успевает их обрабатывать, а навыков полета нет. Напряжение — сильнейшее. Именно в этот момент приходит четкое осознание того, что стюард не сможет самостоятельно посадить самолет. Ни за что и никогда.
Частная инициатива
Как и многие другие интересные вещи, появление в Москве тренажера Boeing — это сугубо частная инициатива. Просто директор компании TFT Евгений Александрович Юшкин всегда увлекался авиацией, дружил с пилотами. «У меня были свои причины по Фрейду построить такой тренажер...» — улыбается он.
Идея вертелась довольно давно, но лишь в начале 2009 года она начала воплощаться в жизнь. Весной заложили основу — и дело растянулось бы на несколько лет, если бы не МАКС. «Успеть к МАКСу», — была дана установка, и ее выполнили на отлично. Мотивированные энтузиасты — так называет Юшкин свою команду. Кстати, во время МАКСа на тренажере «летал» вице-президент компании Boeing Джеймс Белл и был необычайно удивлен полным соответствием изделия оригиналу.
![Тренажер на заказ Тренажер на заказ](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/bb6/bb60c6c2f5be035ebe8072c0419a18bb_cropped_510x340.webp)
Перед TFT стоит серьезнейшая задача. В данный момент тренажер работает в качестве аттракциона. За определенную плату можно налетать полчаса, час и более — с инструктором. Можно поставить любые погодные условия — грозу, «болтанку», туман; любую экстремальную ситуацию (мы летали во второй раз с пожаром на борту). Но для многих клиентов TFT тренажер остается сложной и интересной игрой.
А теперь вернемся к Дню проводника. В связи с ним на TFT был проведен конкурс между бортпроводниками разных компаний — кто поднимет и посадит самолет с минимальными ошибками. Оказалось, неплохим вторым пилотом может работать любой подготовленный стюард. Но в конкурсе принимали участие начальники служб бортпроводников и специально отобранные кадры. Более того, каждого из конкурсантов до проведения шоу тренировали по три часа и более. С первого раза самолет не сумел посадить никто. Одна из идей Юшкина — организация профессионального обучения стюардов, хотя бы на таком тренажере, чтобы те могли заменить пилота в случае необходимости. Такие курсы значительно повысят безопасность полетов.
Летные тренажеры делятся на несколько уровней, обозначаемых буквами. Самый простой — тип A. Там нет приборов — они заменены сенсорными экранами. Тип A предназначен для ознакомления с месторасположением приборов и с их работой, для отработки навыков наблюдения. Самый сложный — тип D. Это тренажер стопроцентного соответствия реальному самолету, так называемый full motion.
![Командное дело Командное дело](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/fbe/fbeb7f2f64578a2b2aec29ad34a5274a_cropped_510x340.webp)
К какой категории относится «любительский» тренажер TFT? Где-то между C и D. Он не сертифицирован, но практически ни в чем не уступает профессиональным тренажерам, стоящим многие миллионы долларов и используемым производителями самолетов. Конечно, он не годится для обучения пилотов, разве что для первоначального ознакомления с материалом. Но вот для подготовки стюардов, достаточной для посадки самолета в экстремальной ситуации, тренажер может быть очень полезен.
Редактор идет на посадку
Полет по приборам выглядит не очень сложно. Знай держи силуэт самолетика в розовом перекрестье флайт-директора. Последний накладывается на авиагоризонт и четко показывает, насколько мы отклонились от нормы и куда нужно вернуться. Параметры флайт-директора задаются заранее — вместе с курсом. Бóльшая часть полета происходит и вовсе в режиме автопилота, который удерживает самолет абсолютно идеально, как не способны удержать человеческие руки.
Приборы показывают не только абсолютную скорость самолета относительно земли, но и приборную (в набегающем потоке воздуха, с учетом направления и силы ветра). Она важнее для пилота. «Без набора! Без снижения!» — командует первый пилот, и я пытаюсь снова поймать самолет в зеленое перекрестье. Рефлекторно хочется двигаться в неправильном направлении, поскольку на флайт-директоре — реверсивное изображение. На советских и российских самолетах — иначе, это сугубо «боинговская» черта.
![Колосс на стальных ногах Колосс на стальных ногах](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/721/721c1030a50961f8b1bb894e2eb15526_cropped_510x340.webp)
Когда самолет улавливает сигнал курсового маяка, на флайт-директоре появляется условное обозначение взлетной полосы. Дальше вести по приборам довольно легко: самолет сам показывает, что нужно делать. Только угол выпуска закрылков остается вопросом опыта: пилот ориентируется по скорости. 10 градусов, потом 20, потом максимально — 30, для сохранения подъемной силы крыла при снижении скорости. «Туман лучше ночью, чем днем», — говорит Коровкин. И в самом деле, в ночном тумане четко видны огни посадочной полосы.
Касание полосы сопровождается встряской кабины. Случилось чудо: мы сели, причем без видимых потерь. Еще несколько полетов — и можно сажать настоящий авиалайнер. Впрочем, это опасное заблуждение. Когда рядом опытный пилот, который подает четкие команды, все кажется понятным. А в одиночку — совсем другое дело.
Это хорошее начинание. Тренажер TFT может быть интересен не только частным клиентам и авиакомпаниям, но и техническим вузам и производителям самолетов. Главное, чтобы «мотивированные энтузиасты» не сдавались. И тогда через несколько лет мы будем знать, что любой стюард, прошедший курс подготовки, посадит огромный «Боинг» не хуже пилота.
В подготовке статьи нам помогали Евгений Юшкин, Роман Алексеев и Константин Коровкин