Что такое MVP и зачем он нужен: рассказываем о тонкостях создания цифрового продукта
Команда ставит перед собой задачу — запустить новое цифровое решение. Для этого она анализирует рынок, существующих конкурентов, целевую аудиторию. Учитывая собранную информацию, команда создает MVP и дает пользователям попробовать продукт. После фидбэка целевой аудитории проводит анализ и улучшает функционал.
С помощью MVP проще убедить инвесторов в состоятельности идеи. Стартаперы приходят не просто с красивой презентацией и верой в светлое будущее своего предложения. Они приходят с продуктом, который прошёл проверку пользователями и имеет осязаемый результат.
Применение MVP
Как мы писали выше, первый и самый используемый вариант — проверить свою стартап-идею. Но продукт с ограниченным набором функций используют не только в подобных случаях. MVP может быть выгоден и для уже существующего бизнеса.
Например, ритейлер желает запустить онлайн-магазин — серьёзный шаг, который теоретически способен увеличить обороты и прибыль. Однако прежде чем запускать полномасштабный проект и вкладывать в него большой бюджет, можно протестировать идею с помощью MVP.
Важность MVP
Безжалостная статистика показывает, что только один из десяти стартапов добивается успеха. Судьба остальных девяти — крах и забвение. Причины неудачи могут быть разными: неэффективность команды, отсутствие спроса на рынке, недоработки самого продукта. Этот список можно продолжать почти до бесконечности.
С помощью MVP вполне реально уменьшить риски или хотя бы минимизировать возможные потери. Уже на начальных этапах можно определить, будет ли продукт пользоваться спросом у пользователей. И на основе полученной информации решать его дальнейшую судьбу.
Разработчик данной концепции Эрик Райс называл MVP «версией продукта, с помощью которой можно собрать максимум данных о клиентах, приложив при этом наименьшие усилия».
Виды MVP
Для чего нужен MVP в целом понятно, теперь осталось определить, какие они бывают. Выделяют несколько видов MVP.
Один параметр
Это наиболее популярный вид MVP. Он предполагает вывод на рынок продукта для проверки какого-то одного параметра.
Алгоритм его запуска прост: команда разрабатывает продукт с одной конкретной опцией, выходит с ним на рынок, тестирует на целевой аудитории и получает необходимую обратную связь. После этого делается вывод, стоит ли продолжать дальнейшие разработки или их следует свернуть.
Примером MVP подобного вида может служить стартап, запущенный 15 лет назад Даниэлем Эком и Мартином Лорентсоном. Их небольшой сервис выполнял одну функцию — передавал медиафайлы. Сегодня это всем известный музыкальный гигант — онлайн-сервис Spotify.
Разрозненный метод
Такой метод MVP применяется, если команда разработчиков желает выйти на рынок без создания сложного и дорогого продукта. В этом случае уже готовые решения соединяются в работающую систему и предлагаются пользователям. После этого основатели стартапа собирают обратную связь от аудитории и принимают решение о дальнейшей судьбе проекта.
Например, для проверки идеи можно создать простой лендинг на Tilda, контакты собирать в Google-таблице, а email-рассылку делать через отдельные сервисы. При помощи существующих решений получится выяснить, есть ли спрос у аудитории, не прибегая к дорогостоящей уникальной разработке.
«Консьерж»
Этот подход подразумевает проверку жизнеспособности продукта «в ручном режиме». При таком подходе создатели стартапа берут «функции» будущего решения на себя. Самостоятельно общаются с клиентами, вносят их в базу, обзванивают персонал, покупают билеты, заказывают продукцию.
Примером использования данного метода стала история Чака Темплтона, который в 90-е годы основал успешный онлайн-сервис по заказу столиков в ресторанах и бронированию билетов. Проект начался с безуспешных попыток супруги Темплтона заказать столик в хорошем ресторане по телефону. Она звонила по разным заведениям в течение нескольких часов, что вдохновило Темплтона на интересный эксперимент.
Он сам начал бронировать столики в ресторанах для других людей. Отвечал на звонки, советовал заведения, резервировал столики. Бизнесмен не стал вкладывать средства в проект сразу, а предварительно проверил его жизнеспособность. Также он познакомился со своей целевой аудиторией, оценил её платежеспособность.
MVP Флинстоуна
Метод очень похож на предыдущий, но имеет одно важное отличие — функционал продукта полностью имитируется. Пользователям предлагается качественная иллюзия, но они даже не догадываются об этом. Этот метод позволяет без особых вложений проверить жизнеспособность продукта и собрать фидбэк от целевой аудитории. Затем информация обрабатывается и делаются выводы относительно будущих разработок.
Примером использования данного метода может служить история Ника Свинмерна, который основал успешный интернет-магазин по торговле одеждой и обувью бренда Zappos. Первоначально он создал небольшой сайт с фотографиями обуви. Когда начали поступать заказы, он отправлялся в магазин, покупал нужную обувь и отсылал её клиентам. Так он успешно проверил идею создания магазина, получил отзывы от пользователей, выстроил схему работы. Со временем его компания превратилась в успешный бизнес.
Ошибки в применении MVP-концепции
Мы рассказали, каковы особенности и возможности у MVP-подхода. Теперь поговорим об ошибках, которые чаще всего встречаются во время практики этой концепции.
Ненужный перфекционизм
Желание сделать продукт сразу идеальным — ошибочная тактика, которая приводит к ненужному расходу средств и потере времени. Важно помнить, что главная задача — проверка жизнеспособности гипотезы при минимальных вложениях. Доработка продукта до идеального состояния будет позже, если, конечно, она понадобится.
Чтобы проверить продукт, достаточно небольшого прототипа с одной-двумя рабочими функциями. Если идея полезна для аудитории, она закроет глаза на простой внешний вид.
Неработающий продукт
Простой продукт не значит сырой. Концепция MVP предлагает выпустить на рынок простое, но работающее цифровое решение. В противном случае о положительной обратной связи от аудитории можно забыть. Подобную ошибку нередко называют обратной стороной ненужного перфекционизма.
Отсутствие связи с клиентами
Фидбэк — двигатель развития продукта. Поэтому обратная связь с аудиторией — это основной фактор успешности любого MVP-проекта. Нередко команда так увлекается созданием продукта, что забывает об этом. В итоге они получают готовый продукт, который никому не нужен.
Чтобы не совершить подобный промах, еще на начальных стадиях нужно позаботиться о метриках проекта, по которым будете отслеживать лояльность пользователей. Это может быть рост трафика, число скачиваний приложения, заполнение формы обратной связи или процент оттока пользователей.
Пустые обещания
Если вы дали обещание клиентам, его нужно выполнить. Иначе вместо «подогретого» интереса можно получить негативную реакцию от своей аудитории. Обычно такие вещи делаются из лучших побуждений — основатели стартапа переоценивают силы и верят в возможность создания «суперпродукта». Всегда хочется порадовать публику крутыми планами, а если обещания так и остались обещаниями, итогом подобных высказываний становится разочарование клиентов. Поэтому делитесь перспективами на «холодную голову» и обещайте только то, что сможете выполнить.
Заключение
Осталось резюмировать вышесказанное и акцентировать внимание на самом важном.
- MVP-концепция позволяет получить быструю обратную связь от пользователей.
- Чтобы стартап был успешным, нужно создать продукт, ценный для потребителя.
- Определите наиболее важные функции MVP и уделите им особое внимание.
- Собирайте обратную связь от пользователей и реагируйте на нее.
- Избегайте невыполнимых обещаний и останавливайте своего внутреннего перфекциониста.
Материал подготовлен компанией INOSTUDIO