Hyperloop: как работает поезд будущего

Транспорт будущего в исполнении Элона Маска – это труба Hyperloop, внутри которой со скоростью 1200 км/ч курсируют вагоны, вмещающие по 28 пассажиров. Маск утверждает, что вся эта транспортная система обойдется в $6 млрд, то есть на 62 млрд дешевле, чем проектируемая Калифорнийская скоростная железная дорога, по которой поезда будут ездить со скоростью всего 350 км/ч.
Hyperloop: как работает поезд будущего

Приподнятая над землей труба длиной 560 км представляет собой вакуумированный канал, по которому должны носиться пассажирские вагоны-капсулы. Приводить в движение их будут линейные электродвигатели — примерно так же, как это делается с поездами на магнитной подушке («маглев»). Правда, поддерживать на весу их будет не магнитное поле — нет, вагон будет скользить на тонкой воздушной пленке, создаваемой компрессором, помещенным перед носом транспортного средства. С учетом низкого давления в трубе и движения на воздушной подушке в такой системе вагоны будут ходить с большими интервалами — это позволит экономить энергию и уменьшить эксплуатационные расходы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Марсель Жюфер из федеральной Политехнической школы в Лозанне долгое время руководил исследовательской группой, которая работала над проектом Swissmetro, где реализовывалась концепция подземной системы «маглев» в туннеле с пониженным давлением. Он считает, что намного более низкое давление, которое собираются поддерживать в системе Hyperloop, грозит стать серьезным препятствием на пути к воплощению этого проекта. В трубе Hyperloop предполагается рабочее давление в одну тысячную атмосферы. Жюфер утверждает, что поддержание такого давления — затея весьма дорогостоящая. Кроме того, в ситуации глубокого вакуума будут крайне осложнены любые спасательные работы. «Основные угрозы жизни напрямую связаны именно с этим вакуумом, — говорит он. — Как они думают в случае аварии эвакуировать пассажиров?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Охлаждение

Установленные в трубе статоры (электромагниты) и алюминиевые рельсы на пассажирской капсуле (исходящее от статоров поле будет приводить вагоны в движение) должны в процессе работы сильно нагреваться. По оценкам Жюфера, при каждом торможении и разгоне их температура будет подниматься градусов на сто. А вот охлаждать их в ситуации вакуума сложно, поскольку отсутствует конвекция.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако самые серьезные препятствия, стоящие на пути этого проекта, — это вопросы экономические и юридические. В шестимиллиардную сумму расходов, которую назвал Маск, не включено приобретение прав на прокладку пути через территории, где размещается самая дорогая в стране недвижимость.

Разработка

Ко многим из этих проблем можно подступиться только после методичного компьютерного моделирования, за которым уже должны последовать реальные разработки в железе. Проект сильно выиграет, если в него будут вложены серьезные средства. Так можно продемонстрировать, что это не просто игра ума влиятельного фантазера. Элон Маск заявил, что он уже прикидывает, как приступить к практической реализации своего проекта. Возможно, работы будут вестись в Западном Техасе на испытательном ракетном полигоне компании SpaceX. А при таких серьезных намерениях проект Hyperloop может стать чем-то большим, чем просто 57-страничный перспективный план.