О дивный новый школьный мир: как метавселенные изменят образование

Примерно месяц назад друг показал мне VR-приложение, над которым работает в составе интернациональной команды. Двадцать минут я занималась очисткой клеточных каналов, налаживала работу митохондрий растительной клетки и разбиралась с тем, почему энергообмен клетки не работает так, как должно. Моя сфера деятельности далека от биологии, тем не менее, теперь я могу вспомнить органеллы клетки спросонья. Сложно забыть, как выглядит клеточный центр, после того, как тебе удалось буквально оказаться внутри него.
О дивный новый школьный мир: как метавселенные изменят образование

О том, как изменится образование в метавселенной, рассказывает Кира Белова, эксперт платформы онлайн-образования для детей iSMART.

Что такое метавселенная?

В рамках этой статьи мы рассматриваем метаверс, или метавселенные как многопользовательские виртуальные пространства, основанные на слиянии разных технологий, таких как виртуальная и дополненная реальность.

Термин «метавселенная» был введён писателем-фантастом Нилом Стивенсоном в романе 1992 года «Снежная катастрофа». Использовался он для описания виртуального 3D-мира в условиях ядерной катастрофы.

Метавселенная — это взаимосвязанная сеть социальных, иммерсионных и развлекательных платформ, образующая единую систему. Грубо говоря, довольно скоро сделанную в «художественной» метавселенной скульптуру, пользователь сможет унести с собой во вселенную «рабочую» и поставить там на стол, чтобы поразить коллег. Если вы читали книгу Сергея Лукьяненко «Лабиринт отражений», то уже примерно знаете, как это всё будет устроено.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как будет выглядеть школа в метавселенной?

Спойлер: скорее всего, никак. Нас ждёт принципиально иная система образования.

Когда речь заходит о школе в метавселенной, мы по инерции представляем класс. Да, в нём сидят аватары, а за нарисованными окнами фантастический пейзаж. Да, учитель может физически находиться на другом континенте, но всё-таки представляется класс, некая лекция. Послушали урок, выполнили упражнения, переходим к следующей теме, до встречи онлайн, дорогие аватары. Между тем, скорее всего обучение изменится почти до неузнаваемости.

Интересно, что буддистские практики и современные учёные во многом сходятся во взглядах на усвоение знаний. Узнать информацию — только часть процесса. Всего этапов три: узнать информацию, осмыслить её и применить на практике. Для читателя не расположенного к изучению буддизма у Максима Дорофеева, автора бестселлера «Путь Джедая» есть отличное видео на эту тему.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если с получением знания всё довольно просто, интернет подарил нам возможность учиться чему угодно, осмысление тоже вопрос решаемый, то с применением знаний на практике возникают проблемы.

Приложение Froggipedia позволяет студентам медицинских вузов провести вскрытие виртуальной лягушки. Знания те же, лягушки в безопасности.

Довольно сложно применить на практике философскую концепцию или биологическую закономерность... Пока речь не идёт о метавселенной. Попасть внутрь клетки или в самый центр физической реакции, посмотреть, что произойдёт если уравнение воплотить в жизнь? Увидеть деление атома, найти яйцо динозавра, запустить процесс рождения вселенной?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индивидуальная образовательная траектория

Сейчас технологии ИИ задействованы в построении образовательных траекторий. Образовательная платформа для младших школьников iSmart сама выстраивает индивидуальный подход к обучению для юных пользователей, на основе их успехов и результатов тестирования. Сервис «Диагности» помогает выявить пробелы в знаниях и плохо усвоенные темы, чтобы ребёнок взаимодействовал с платформой максимально эффективно.

Нейросети анализируют успехи ученика, время, затраченное на решение тестов, отмечают паузы и делают выводы о том, закреплена ли тема. В метавселенной эта технология получит мощное развитие, поскольку количество собираемых данных несоизмеримо возрастёт. Кто-то лучше запомнит историю вoйны Алой и Белой розы, вступив в бой на стороне англичан, кто-то предпочтёт формулировать мирное соглашение, а кто-то налаживать поставки товаров в оккупированную зону. В не таком уж далёком мире будущего система сама подберёт идеальный вариант, чтобы увлечь студента образовательным процессом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К примеру, вы выбираете область знаний и образовательная платформа, наполняет вашу «повседневную жизнь» специально подобранной «рутиной», игра требует применения знаний из специальной области, вы чаще встречаете людей со схожими интересами, система будет требовать от вас усвоения и применения знаний, но не ультимативно.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Высокая эффективность образования

Согласно исследованию, учащиеся, обученные с помощью виртуальной реальности, применяя знания на практике, действовали на 40% лучше, чем при обучении в классе, и на 35% лучше, чем при онлайн-обучении. Эксперты считают, что дело в том, что мозг не способен отделить прожитое в метавселенной от реальности, поэтому игровой опыт глубоко влияет на пользователя. Учитывая практически бесконечные возможности виртуального мира, легко предсказать, что обучение станет намного более эффективным.

Стирание граней между предметными областями

Когда обучение интегрировано в виртуальную жизнь и представляет собой непрерывный процесс, при этом необходимости строго следовать учебной программе нет — стираются грани между предметными областями. Если в Средние века можно было посвятить всю свою жизнь химии и ничему больше, то в XXI веке с таким подходом успеха добиться намного сложнее, особенно когда речь идёт об области гуманитарного знания. Любая теория становится применима на практике, у обучающегося естественным образом возникает интерес к смежным областям, а также появляется возможность его удовлетворить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Социализация

Принято считать, что онлайн-образование, в отличие от «традиционного» школьного, не даёт ребёнку возможностей для социализации. Метавселенные потенциально могут обеспечить равновесие, компенсирующее негативные последствия цифровизации. Люди сейчас проводят много времени за компьютером, и в дальнейшем процент «экранного» времени будет только расти, однако и качество общения вырастет. Технологии виртуальной и дополненной реальности стирают грани между реальным и виртуальным общением.

Социальная платформа Somnium Space вместе с разработчиком тактильных технологий TESLASUIT анонсировали разработку костюма, имитирующего физические ощущения и выполняющего функцию полного трекинга тела. Он позволит почувствовать прикосновение другого пользователя, текстуру виртуальной поверхности и даже капли дождя на коже.

Метавселенная может обеспечить высокий уровень социализации в процессе обучения даже с учётом ограничений здоровья у учеников или глобальных периодов пандемий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Оценка фактических знаний

  • С помощью приложения VirtualSpeech и очков виртуальной реальности можно улучшить свои навыки публичных выступлений и потренироваться в общении с аудиторией.

Сертификат о прохождении курса означает, что вы прослушали нужное количество лекций и справились с практическими заданиями, но уровень оценки ваших знаний остаётся приблизительным. Если речь идёт о школе, то каждый из нас может вспомнить одноклассника-хорошиста, который на самом деле хорош был только в списывании. Люди учатся по-разному: кто-то схватывает на лету, кто-то зубрит, но в итоге имеет значение только то, как усвоены знания и может ли человек, не задумываясь, применять их на практике. Оценить уровень знаний в метавселенной будет проще, и оценка эта будет точнее, поскольку в условиях виртуального мира, можно смоделировать любые ситуации.

Мысль о том, что школьное и высшее образование может быть не стандартизированным, часто кажется обывателю крамольной. Школа — это не только место, где дети получают знания, но и общественный институт, прививающий ребёнку полезные, с точки зрения государства, качества. Пока вопрос о том, ждут ли нас государственные образовательные метавселенные, остается открытым.