API, консолидация и билеты на блокчейне: как устроен российский рынок билетных платформ

С момента появления первых бумажных билетов индустрия сильно изменилась: сегодня пользователям доступны онлайн-афиши мероприятий, электронные билеты, решения для автоматизации продаж, продвижения, аналитики и многое другое. О том, как изменились российские билетные платформы, в чём разница между ними и какое будущее их ждёт, рассказывает Егор Егерев, сооснователь Ticketscloud.
API, консолидация и билеты на блокчейне: как устроен российский рынок билетных платформ

Технологические революции в билетной индустрии

Изначально билеты на мероприятия распространялись только в бумажном виде: организаторы печатали их в одном месте и развозили по точкам продаж. Со временем в рамках конкретных агентств физические кассы интегрировали в единое билетное поле, что позволило печатать билеты в момент продажи. При этом для дистрибуции билеты по-прежнему раздавали операторам (посредникам между организаторами и аудиторией, которые помогают с продажами и получают за это комиссию).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2012 на российский рынок вышли компании «Нанобилет», EventMag и Radario. Они совершили настоящую технологическую революцию и предложили альтернативу физическим билетам — электронные. Сегодня в Москве электронные билеты практически полностью вытеснили бумажные. В регионах они тоже становятся всё более популярными.

Одновременно с электронными билетами появились первые билетные системы. Они начали автоматизировать процесс продаж, учета и контроля за распространением билетов. В едином окне организаторы получили возможность собственноручно, независимо от менеджеров, налаживать продажи и анализировать результаты. Однако дистрибуцию через разных партнёров по-прежнему нужно было настраивать вручную.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2014 году всё изменилось: системы и операторы начали интегрироваться между собой через API, обмениваться контентом и делить доходы. Организаторы наконец-то смогли автоматически распространять билеты через разные каналы. В зависимости от билетной системы процесс может быть устроен по-разному: в некоторых случаях после старта продаж билеты автоматически попадают на сайты партнёров, в других организатор сам согласовывает условия с продавцами, прежде чем последние начинают продавать билеты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для театров, вечеринок и бизнеса: в чем разница между билетными системами

Сначала компании на билетном рынке четко делились на два направления: одни работали с конечными покупателями, другие — с организаторами. Это требовало от них разных подходов и технологий. Представители первой категории могли предлагать пользователям электронные афиши мероприятий, программы лояльности и интеграции со страховыми, а вот услуги организаторам они оказывали только через менеджеров, с минимальной автоматизацией. В то же время некоторые билетные платформы полностью сконцентрировались именно на автоматизации. Со временем разделение ушло, началась консолидация рынка: игроки объединялись друг с другом и менялись, в том числе технологически.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня билетные системы в первую очередь различаются по нишам: театр, спорт, бизнес-ивенты, концерты, фестивали и вечеринки. Например, InTickets специализируется на театрах, культурных центрах и филармониях, Timepad доминирует в нише бизнес-мероприятий, «Инфотех» сконцентрирован на спортивных мероприятиях, а Ticketscloud автоматизирует деятельность организаторов концертов, вечеринок и фестивалей. Отдельно можно выделить рынок кино с собственными билетными системами. Еще одна ниша — работа с начинающими организаторами, самозанятыми и физлицами.

В каждой нише — свои нюансы и требования. Организаторам конференций и мастер-классов важно предлагать расширенные анкеты для регистрации, собирать базы участников. Спортивных мероприятий — управлять абонементами. Для театра критичны работа с документацией и отчетностью, простота управления расписанием спектаклей, создание планов рассадки, а также интеграция с физическими кассами, которые по-прежнему пользуются популярностью в индустрии. В нише концертов и вечеринок большее значение имеет возможность проводить акции, быстро менять цены, максимально дистрибутировать билеты по операторам, запускать маркетинговые активности.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Между билетными системами есть и другие технические различия. Например, одни берут финансовые расчеты на себя, а другие оставляют их на откуп организаторам и билетным операторам.

В приложение Vibe мы добавили функционал комьюнити: после покупки билета пользователь может присоединиться к чату людей, которые планируют посетить то же мероприятие. Так можно найти единомышленников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Технологии для обеления «серого рынка»

Недавно в России был принят закон, направленный на борьбу с перекупщиками билетов в театры, музеи и другие учреждения культуры. Теперь торговать билетами могут только сами организации или уполномоченные ими лица. Также закон запретил продавать билеты по стоимости выше номинальной. В легальном поле остались «лишние билеты», когда покупатель по какой-то причине не может пойти на мероприятие и хочет перепродать билет.

Сегодня на рынке практически нет технологий, которые гарантировали бы безопасность покупки билетов с рук. Пользователям важно самостоятельно следить за благонадежностью продавцов. Например, можно уточнить у оператора, действительно ли кто-то купил билет с конкретным номером, или договориться об оплате после сканирования билета на входе. Некоторые сервисы позволяют переоформить электронный билет на другого человека: старый аннулируют, а к новому у продавца не будет доступа. Сейчас полную гарантию от подделки могут дать только смарт-билеты, защищенные динамическим QR-кодом, но пока такие технологии есть только у одной компании.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Интеграции как будущее билетных технологий

Рынок билетных технологий продолжит двигаться в сторону интеграций. Удачный кейс: «Тинькофф Банк», который встроил в банковское приложение покупку билетов. Он выполняет функцию продавца, получает контент от разных билетных систем и не затрагивает B2B-направление.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сегодня не только банки, но и другие компании, у которых есть трафик, могут заключить контракт с 3-5 большими поставщиками, охватив 80% мероприятий и самостоятельно развивая партнерские отношения с тысячами организаторов. Создать афишу мероприятий при наличии развитой инфраструктуры на российском рынке стало довольно просто. Такая бизнес-модель сейчас недооценена, но она будет активно развиваться в будущем.

Материал подготовлен Ticketscloud