РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Суперъяхта для ученых: в Сингапуре построят самое большое исследовательское судно с ядерным реактором

Гигантские роскошные суперъяхты – символы не только финансовых вершин, но и неограниченной, бессмысленной траты ресурсов. По расчетам исследователей из Университета Индианы, обслуживание одной суперъяхты приводит к выбросу в атмосферу более 7000 т углекислого газа за год. В пересчете на примерно 300 штук (а именно столько таких судов существует в мире) получается больше 2 млн т – столько же, сколько у небольшого государства.
Суперъяхта для ученых: в Сингапуре построят самое большое исследовательское судно с ядерным реактором
Earth 300

Сингапурский предприниматель Аарон Оливера знаком с этим не понаслышке: сам он суперъяхтой не владеет, зато участвовал в постройке Royal Falcon One – 40-метрового роскошного катамарана, спущенного на воду в 2019 году. Примерно тогда же он впервые увидел обесцвеченный коралловый риф, гибнущий из-за глобального потепления и закисления Мирового океана. «Эти люди могут купить все, что захотят, но купить новый взгляд на мир невозможно, – сказал Оливера тогда. – Так почему бы не свести самых богатых людей с самыми умными?..

Исследовательская суперъяхта Earth 300, задуманная Оливерой и его соратниками, должна стать самой большой в мире. По дизайн-проекту, уже разработанному командой Айвана Джефферсона из Iddes Yachts, длина судна достигнет 300 м – почти вдвое больше, чем у нынешнего рекордсмена, суперъяхты Azzam, принадлежащей саудовской королевской семье. Однако жить, работать и наслаждаться морским ветром на борту Earth 300 будут не миллиардеры, а прежде всего туристы и ученые. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Помимо обычных для таких судов деталей – вроде вертолетной площадки – на палубе установят сферическую надстройку, где разместятся более 20 лабораторий с новейшим оборудованием для исследования океана и его жителей, атмосферы и климата. Рядом с учеными разместятся эксперты из других областей, включая политиков, экоактивистов и художников, чтобы образовать «междисциплинарный плавильный котел», как называет его сам Аарон Оливера. Впрочем, и для богачей вход не закрыт: в Earth 300 найдется пара десятков VIP-кают стоимостью от миллиона долларов. 

Earth 300
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Постройка суперъяхты для ученых и защитников окружающей среды – идея сама по себе не новая. Аналогичный проект пытается реализовать норвежский нефтяной магнат Хьелль Рёкке, хотя и в меньших масштабах. Его 180-метровую REV Ocean стоимостью около 350 млн долл. должны были достроить уже в 2022-м, хотя недавно было объявлено, что спуск на воду откладывается на три-пять лет. Однако Earth 300 будет вдвое больше и как минимум настолько же дороже. К тому же на этом судне планируется использовать такие технологии, которые могут задержать его завершение до 2030-х годов, а возможно, и на более долгий срок.

Некоторым знаменитостям VIP-каюты могут предоставляться бесплатно; в их числе Оливера упоминает Илона Маска и Грету Тунберг.

Earth 300
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В целом проектирование исследовательской суперъяхты закончено, и до конца 2022 года ее планируется передать для постройки на одну из верфей Южной Кореи или Германии. С корпусом – пусть и довольно необычной формы – проблем не предвидится. Однако как быть с энергосистемой, пока неясно. Дело в том, что по проекту судно должно стать полностью автономным и способным к неограниченному плаванию, пока на борту достаточно еды. Для этого на Earth 300 планируется использовать ядерный реактор низкого давления, работающий на расплавах солей. Это весьма эффективный и надежный вариант – жаль только, что существует он пока лишь в виде экспериментальных проектов: ни одного такого реактора в коммерческой эксплуатации нет. 

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Подходящий жидкосолевой реактор разрабатывается коллаборацией компаний Core Power и TerraPower, которую поддерживает сам Билл Гейтс. Но даже в лучшем случае завершить работу и провести сертификацию удастся не ранее начала следующего десятилетия. Сама суперъяхта должна быть готова в 2025 году и, возможно, первое время будет использовать другой источник энергии – например, водородное топливо. Однако и этим компромиссом дело не ограничивается. По замыслу Оливеры, на борту Earth 300 должен работать «первый в океане» квантовый компьютер, выполняя сложные расчеты для ученых-климатологов и других специалистов. Появления такой системы тоже вряд ли можно ожидать ранее 2030-х. 

Earth 300
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тем не менее авторы проекта полны надежд. Независимый аудит их бизнес-плана, проведенный экспертами KPMG LLP, подтвердил, что все может сложиться удачно. Работая 300 дней в году, при должной загрузке богатыми туристами Earth 300 сможет давать не менее 100 млн долл. – этого достаточно для обслуживания всего судна, экипажа и научного персонала. Но главное – суперъяхта, как считает сам Аарон Оливера, должна стать символом XXI  века – таким же, каким Эйфелева башня стала для века прошлого. И кажется, в этом есть доля правды. Стальная конструкция в Париже была дерзкой, но простой и элегантной идеей; символ нового века оказался перегружен технологиями, сомнительными смыслами и малореалистичными планами. 

Загрузка статьи...