На Западе об этой советской игре ходили легенды. Почему американцы считали «Тетрис» проектом КГБ

Популярная игра, созданная в СССР, в свое время стала настоящим хитом на Западе. Американские и европейские компании, не имея официальной лицензии, распространяли пиратские версии «Тетриса» на ПК и консоли, продавая разработку как первую игру из-за «Железного занавеса». В обществе поговаривали, что головоломка, «заразившая» почти каждый компьютер, на самом деле была секретным проектом КГБ.
На Западе об этой советской игре ходили легенды. Почему американцы считали «Тетрис» проектом КГБ
Flickr

Кто придумал «Тетрис»?

Знаменитый «Тетрис» был разработан в 1985 году Алексеем Пажитновым, сотрудником Вычислительного центра Академии наук СССР. Программист занимался искусственным интеллектом и распознаванием компьютером человеческой речи, а в свободное время создавал необычные головоломки. Однажды Алексей наткнулся на детскую настоль игру «Пентамино», где нужно было соединить воедино несколько плоских фигурок, состоящих из пяти квадратов. Вдохновившись находкой, ученый решил доработать формат и перенести игру на советский микрокомпьютер «Электроник-60». Упростив фигуры, Пажитнов назвал их тетрамино («тетра» в переводе с греческого значит «четыре»), а саму игру — «Тетрис». Название сложилось из слов «тетра» и «теннис».

Первый тетрис выглядел довольно странно: вместо привычных элементов «падали» пробелы, ограниченные квадратными скобками.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ранние версии «Тетриса» распространялись бесплатно, а речи о регистрации патента на изобретение тогда и вовсе не шло: все, что производилось в стенах Вычислительного центра становилось собственностью государства.

Утечка данных: как советская игра «Тетрис» оказалась за границей

Прошло не так много времени, прежде чем «Тетрис» стал современнее и обрел привычный для нас вид. Коллеги Пажитнова, в том числе шестнадцатилетний программист Вадим Герасимов, усовершенствовали игру, добавив цветные фигурки, музыку, счетчик баллов, и перенесли ее на массовый IBM PC. Советская сторона направила образец в Институт компьютерных исследований в Будапеште, и уже за границей версию адаптировали под американские компьютеры Apple II и Commodore 64. Одним из первых русскую головоломку попробовал руководитель британской компании Andromeda Роберт Штайн и был поражен ее уровнем: он увидел в игре отличный продукт, на котором можно без труда заработать. Но для этого предстояло выкупить права.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Flickr

Разговоры с советскими разработчиками успехом не увенчались, поэтому Штайн пошел на хитрость — приобрел лицензию на венгерские адаптации и устроил масштабную пиар-компанию в США. Среди партнеров, с которыми предприниматель хотел заключить соглашения, были Spectrum Holobyte и даже сам Mirrorsoft. Позже, не задумываясь о правах на оригинал, версии для консоли и аркадных автоматов хотели заполучить японские игровые гиганты Atari Games и Nintendo.

Русский тетрис беспощадно меняли под запросы рекламы: американцы продавали его в красной коробке, на которой был изображен Собор Василия Блаженного, а вместо буквы «С» в названии игры располагался «серп и молот».

Золотая жила: на советской игре зарабатывали миллионы долларов

Игра завоевала бешенную популярность в мире, выигрывала престижные премии и продавалась на каждом шагу. Люди убивали часы, складывая падающие на поле фигурки. Тогда в американском и европейском обществе, жившем в реалиях Холодной войны, возникли слухи о том, что «Тетрис» был разработан КГБ для того, чтобы распространить его за рубежом, «зомбировать» население и, как следствие, парализовать западную экономику: якобы люди будут играть везде, даже на работе, и отвлекаться от повседневных задач.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первая игра на Game Boy и завершение судебных разбирательств

Борьба за лицензии закончилась личным визитом представителей нескольких корпораций в Советский Союз: они прилетели поговорить лично с Николаем Беликовым, сотрудником организации «Электроноргтехника» (ЭЛОРГ), которой на тот момент отец «Тетриса» Пажитнов передал права на игру. Все закончилось покупкой лицензии на модификацию «Тетриса» для приставок компанией Nintendo — ее владелец Хенк Роджерс планировал выпускать игровую систему Game Boy и искал первую игру, которая бы обеспечила новинке быстрый успех на рынке. Договоренность вызвала большой скандал, начались громкие разбирательства, закончившиеся судом между главными конкурентами — Atari и Nintendo. Победила, кстати, последняя компания, после чего поторопилась сделать «Тетрис» самой продаваемой игрой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

Можно считать, что справедливость восторжествовала. Удивляет в этой истории только то, что сам создатель Алексей Пажитнов особой финансовой выгоды от разработки легендарной головоломки не получил.