Безопасность на 100%: какому виду транспорта не грозят катастрофы
Unitsky String Technologies Inc. предлагает миру альтернативный вид транспорта. Компания обещает, что ему не будут грозить никакие катастрофы, в том числе совершенные по вине водителя.
Очень часто на нас производят впечатление масштабные трагедии: от крушения дирижабля Гинденбург до катастрофы А300 в Нью-Йорке. И самое страшное – все они происходят над поверхностью земли! Кажется, что именно воздушный транспорт является наиболее ненадежным, однако, это совершенно не так. Рассказываем, какой транспорт самый безопасный и чем вызвано наше недоверие к самолетам.
Самый безопасный транспорт в мире: что говорит статистика
Статистические данные и общественное мнение имеют существенные отличия. Мы склонны меньше доверять железному гиганту, летящему в небе, чем старым моделям автомобилей или поездам. В 2021 году сервис путешествий Туту.ру поделился данными опроса, согласно которым первое место среди видов безопасного транспорта занял поезд (47% респондентов), тогда как второе получил самолет (35%). За автомобиль проголосовали только 6% россиян.
Что на самом деле происходит с транспортом и какой является самым безопасным?
- Исследователи Массачусетского технологического института сообщают, что во время полетов с 2018 по 2022 годы на 13,7 млн пассажиров приходится только 1 летальный исход;
- Международный союз железных дорог в ежегодном отчете зафиксировал 1,8 тысяч серьезных происшествий в 2022 году – это на 16% меньше, чем в 2021-ом. Однако число погибших увеличилось на 3% – до 999 жертв.
Самым безопасным транспортом в России также является самолет. За 10 лет в авиакатастрофах погибли 724 человека, в железнодорожных происшествиях – 22 пассажира. А вот ДТП только в 2023 году унесло 14,5 тысяч жизней.
Железнодорожные аварии
Нам подсознательно кажется, что безопасность транспорта зависит от того, насколько высоко над землей мы находимся. Все потому, что сидя в кресле самолета мы меньше контролируем ситуацию, чем в купе поезда. Однако железнодорожные аварии случаются чаще: по данным Бюро транспортной статистики (BTS), в 2010-2019 годах показатель количества жертв на каждый миллион пассажиро-миль составил 0,31. А вот при крушении самолета погибает всего 0,002 человека.
Цифры кажутся небольшими. Тем не менее в одной Индии происходит до 300 крупных железнодорожных аварий в год. Так, в 2023 году только при столкновении поездов в Одише погибло 295 человек и еще более одной тысячи пассажиров были ранены. Эксперты отмечают трагическую статистику и в США: каждый день с рельс сходит в среднем три поезда. Ситуация осложняется тем, что изношенные вагоны везут химикаты – жертвами становятся люди, живущие в нескольких десятках километров от крушения. Именно поэтому назвать поезд самым безопасным транспортом достаточно сложно.
Так, крупнейшая железнодорожная катастрофа XX века произошла 6 июня 1981 года в индийском штате Бихар. Машинист поезда увидел корову на рельсах и резко затормозил. Семь вагонов, в которых находились тысячи пассажиров, опрокинулись в воду. Из-за сезона дождей в реке было бурное течение и высокий уровень воды – в катастрофе погибли от 600 до 800 человек. Вот почему самолет – самый безопасный транспорт.
Приведем другой пример. Великобритания, 8 октября 1952 года. Машинист ночного экспресса в Перт из-за плохой видимости не заметил желтый сигнал светофора. На скорости 80 км/ч локомотив столкнулся со стоящим на станции поездом из Тринга. Еще через несколько мгновений в них врезался третий поезд – экспресс из Лондона. В результате погибли 112 человек, а 340 были ранены. Каждый раз на безопасность транспорта надеяться не стоит. И если крупные катастрофы случаются всего раз в год, то повреждения рельс (даже самые незначительные) приводят к выходу из строя целого подвижного состава – и достаточно часто. Поскольку люди не всегда получают ранения, крупные СМИ о событии не рассказывают.
Авиационные катастрофы
Принято считать, что самолеты – самый безопасный вид транспорта. И действительно: эксперты из Бюро транспортной статистики утверждают, что человеку потребуется более 20 тысяч лет, прежде чем он станет участником аварии – риск погибнуть в авиакатастрофе составляет всего 1/8 000 000. Однако и в этой отрасли случаются трагические инциденты. Крупнейшая катастрофа в истории авиации произошла 27 марта 1977 года на Канарских островах. Погибли 583 человека.
Безопасный транспорт остается таким благодаря высоким стандартам качества и уровню подготовленности экипажа. Но именно в этот раз одновременно случилось сразу несколько обстоятельств: недопонимание между пилотами и диспетчерами из-за акцента, плохое качество связи, а также сильный туман в аэропорту. Это все привело к тому, что летчики двух авиалайнеров одновременно начали взлет по одной и той же полосе. Когда командир американского воздушного судна на расстоянии 700 метров увидел другой самолет, он попытался уйти на рулежную дорожку, но не успел.
В этот момент пилот голландского борта резко потянул штурвал на себя. Самолет взлетел на несколько метров с выдвинутыми шасси и насквозь прорезал верхнюю часть американского авиалайнера. Именно благодаря этому 70 пассажиров из 396 смогли выбраться наружу. У пассажиров голландского самолёта шансов не было: стойки шасси отлетели, а самолёт, пролетев 150 метров, развалился на куски. Погибли все, кто находился на борту. Несмотря на эту страшную катастрофу, самолет – по-прежнему самый безопасный транспорт в мире.
Все потому, что в момент полета любые технические ошибки невозможны благодаря дублированию систем и регулярной модерацией. Тем не менее были и другие аварии на транспорте. Катастрофа, в которой трагическую роль сыграл человеческий фактор, случилась 12 ноября 1996 года. Тогда над Индией столкнулись два самолета. Из-за языковой неграмотности экипаж казахстанского авиалайнера не выполнил указания диспетчера аэропорта – самолет не снизил высоту и врезался в пассажирский борт Саудовской Аравии. В результате столкновения погибли 349 человек.
Дорожно-транспортные происшествия
Чаще всего катастрофы происходят в автомобильной сфере. В 2013 году Ян Сэвидж сравнил высокую статистику аварий в небе и с участием автомобилей и выяснил, что совершать поездки на машине в 104 раз опаснее. На частотность ДТП влияет человеческий фактор – усталость после работы, плохое настроение или рассеянное внимание водителя. Конечно, самый безопасный транспорт в России – это самолет, но за последние пару лет благодаря улучшению дорожной инфраструктуры смертность снизилась вдвое – до 1,4 тысячи автомобилистов.
Среди безопасных видов транспорта машина занимает предпоследнее место. Одно из крупнейших ДТП в истории случилось в 2008 году в Объединенных Арабских Эмиратах. Из-за густого тумана водители не справились с управлением. Результат – столкновение множества автомобилей, десятки погибших и сотни людей, которые получили травмы. Масштабная авария с участием трехсот транспортных средств произошла в сентябре 2011 года в бразильском Сан-Паулу. Водитель грузовика с химикатами не справился с управлением и вылетел на встречную полосу, врезавшись в легковые машины.
Из-за плотного тумана и сложного рельефа другие автомобили, движущиеся на большой скорости, просто не успевали остановиться. Это одна из причин, почему машину нельзя назвать безопасным видом транспорта – одна трагедия влечет за собой нарушение всего транспортного потока. Так, авария растянулась на два километра. В результате погиб водитель грузовика, более пятидесяти человек получили ранения, 220 машин были значительно повреждены, еще 80 отделались царапинами или побитыми стеклами.
На пути к надежным поездкам: можно ли создать самый безопасный транспорт
Зачастую трагическую роль в той или иной аварии играет человеческий фактор: ошибки и состояние водителей, машинистов, пилотов и диспетчеров, нарушение правил безопасности пассажирами. А столкновений с посторонними объектами зачастую не позволяет избежать даже мгновенная реакция водителя. К происшествию может привести и состояние транспорта или дорожного покрытия, а также сложные погодные условия или вовсе стихийные бедствия. Тогда какой самый безопасный вид транспорта, если человек может попасть в аварию и в самолете, и в личном автомобиле?
Выходом может стать перенос транспорта на «второй уровень» – на некую надземную трассу. Это снизит риски, связанные с человеческим и с погодными факторами, а также исключит ДТП. Самый безопасный транспорт по статистике – это самолет, и его надежность зависит от полной автоматизации систем. Поэтому важно минимизировать взаимодействие устройства с окружающей средой. Например, сделать конструкцию трассы особо прочной и устойчивой к наводнениям, землетрясениям, а также воздействиям человека. Это значит, что необходим переход к полностью беспилотным машинам. Сегодня во многих странах рассматривают похожие решения.
Одно из направлений – новые виды эстакадного транспорта. Компании по всему миру уже разрабатывают соответствующие системы. Даже некоторые производители канатных дорог, которые раньше ориентировались только на туристическое направление, замахнулись на создание полноценной транспортной системы. Вообще, перспективой транспорта второго уровня занимаются и в США, и в Израиле, а также в других странах – Великобритании, Франции и Китае. Дальше всех, похоже, в создании самого безопасного вида транспорта продвинулась упомянутая инжиниринговая компания, признанная научной организацией, Unitsky String Technologies Inc. (название на русском – ЗАО «Струнные технологии»). Главный офис находится в Минске.
Компания занимается разработкой, проектированием, производством и тестированием транспортно-инфраструктурных комплексов в эстакадном исполнении. Электромобили на стальных колесах перемещаются над землей по струнным рельсам. Они способны разгоняться до 150 км/ч, перевозя до 50 тысяч пассажиров в час. Разработчики утверждают, что все элементы многоуровневой системы помогут уменьшить количество крупных аварий транспорта и исключат любые мелкие происшествия во время использования комплекса. Все потому, что при движении полностью исключен человеческий фактор, ведь водителя заменяют автоматизированные системы управления.
Техническое зрение непрерывно считывает информацию с трассы даже в условиях плохой видимости – транспорт вносит корректировки в маршрут, мгновенно реагирует на препятствия и угрозы, координирует процесс посадки и высадки пассажиров, а также следит за интервалами движения. А еще этот претендент на роль самого безопасного вида транспорта в мире способен анализировать поведение пассажиров в салоне и принимать меры для предотвращения опасных ситуаций.
Трасса таких транспортно-инфраструктурных комплексов проходит над землей, поэтому исключены не только столкновения с автобусами, автомобилями или сельскохозяйственной техникой, но и пробки. Да и пешеходов или животных в этом пространстве тоже не встретишь. Сама трасса укреплена анкерными и промежуточными опорами, что делает этот вид транспорта безопасным. Даже если несколько опор по каким-то причинам будут повреждены, движение не парализуется, так как предварительно напряженные струнные рельсы будут только сгибаться, но их разрыва не произойдет.
Регулярные катастрофы с участием железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта заставляют человечество задумываться о новых решениях – безопасных и учитывающих сегодняшние реалии. Относится ли к таким технологиям эстакадный транспорт? Судя по всему, он имеет вполне неплохие перспективы. Транспорт оснащен противосходной системой, которая исключает сход электромобилей с рельсов, их опрокидывание и падение. А если вам нужно еще одно доказательство, какой самый безопасный вид транспорта, прошлым летом качество таких транспортно-инфраструктурных решений было подтверждено международной сертификацией.