От космических технологий до генетики: ученые обсудили, как ответить на глобальные вызовы

10 ноября в Академии «Маяк» им. А. Д. Сахарова в Нижнем Новгороде состоялся Международный форум-диалог «Наука за мир и развитие» при поддержке Госкорпорации «Росатом». Эксперты из разных областей науки обсудили возможности и перспективы устойчивого развития нашего мира.

Окружающий нас мир стремительно меняется. С помощью открытий в науке и прорывов в технологиях мы добились впечатляющих результатов: поняли физику на уровне мельчайших частиц, расшифровали нашу генетику, построили космические станции, создали виртуальный мир в Сети и разработали квантовые технологии для качественно нового этапа развития компьютерных мощностей. Но тем временем остается немало проблем, которые можно и нужно решать с помощью этих достижений.

«Сегодня мир сталкивается с целым рядом вызовов, ключевые из которых — это изменение климата, экологические проблемы, растущий дефицит природных ресурсов, перенаселение и неравенство», — отметил во вступительном слове Алексей Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом».

В ходе дискуссии ученые из России, ЮАР, Китая, Бразилии и США обсудили, как открытия из их профессиональных областей могут помочь решить поставленные глобальные задачи, а также как обеспечить этими достижениями и технологиями весь мир.

«С одной стороны, даже в ходе пандемии мы многого добились в космосе. В 2020 году стартовали три успешные миссии на Марс. С другой стороны, миллиарды людей на планете остаются без чистой воды, чистого воздуха, еды, энергии и коммуникаций. А сегодня энергия и коммуникации — фундаментальные условия для участия в развитии мира», — отметила Адриана Марэ, физик-теоретик, руководитель Фонда космического развития Африки.

Проблемы с получением энергии, а косвенно и с изменением климата позволит решить новая энергетика — в частности, термоядерный синтез. Анатолий Красильников, директор Частного учреждения Госкорпорации «Росатом» «Проектный центр ИТЭР», уверен, что к середине века у нас будет термоядерная энергия: «Мы ожидаем, что в ближайшие 15 лет фундаментальные физические проблемы будут изучены, и к середине века несколько стран построят демонстрационные термоядерные реакторы». У этой энергии есть большое преимущество — она безопасна. Но не менее важно и то, что она способна обеспечить нашей планете устойчивое развитие.

«Не стоит надеяться, что в будущем наука ответит на глобальные вызовы. Потому что у нас уже есть технологии, необходимые для решения земных проблем. В том числе тех, которые возникли из-за непродуманного использования ресурсов», — добавила Адриана Марэ.

«Мы должны быть аккуратны в нашей работе с ресурсами, чтобы не повторить прошлых ошибок. Устойчивое развитие — задача мирового уровня», — прокомментировал Дун Лян, заместитель генерального секретаря Китайского национального комитета Международного общества цифровой Земли. Эксперт сделал акцент на открытиях фундаментальной науки, которые позволят нам добиться этой цели.

В числе технологий, которые доступны уже сегодня, достижения в сфере фундаментальной физики и генетики. «Мы пока не можем использовать антиматерию для путешествия на Марс, но мы можем использовать ее в медицине, в диагностике рака и других болезней», — объяснила Габриэла Байлас, доктор в области физики элементарных частиц. Действительно, сейчас в ядерной медицине позитроны, или «антиэлектроны», активно используются в диагностике.

Фундаментальная физика, а именно квантовые технологии смогут обеспечить нас огромными компьютерными мощностями для проведения сложных расчетов, необходимых для прогнозов устойчивого развития. «Квантовые технологии — это контроль мельчайших частиц, существующих в нашей Вселенной. На основе этих знаний мы можем строить безопасные и мощные компьютерные системы, — прокомментировал Алексей Федоров, профессор МФТИ, руководитель научной группы Российского квантового центра и Университета МИСИС. — Мы уже сейчас знаем, что квантовые технологии позволят оптимизировать расход природных ресурсов».

Квантовые технологии способны помочь и в других областях. «С их помощью мы сможем очень быстро, в сотни раз быстрее, чем сейчас, анализировать серии изображений, например, тканей тела пациента, — подтвердила Анча Баранова, специалист в области генетики и патофизиологии человека, профессор Университета Джорджа Мейсона. — И благодаря этому мы будем сразу видеть эффект применения медицинских препаратов, а не анализировать по биомаркерам».

«Ключевая проблема — не в отсутствии новых открытий, — добавила в ходе дискуссии Анча Баранова. — Мы совершаем огромное количество открытий, в десять раз больше, чем десять лет назад. Наша проблема в применении этих открытий на практике, в их доступности в мировом масштабе». Участники форума-диалога также отметили, что необходимо обеспечить доступность знаний и циркуляцию талантов.

Международный форум-диалог проходил в очном и онлайн-формате. К моменту окончания трансляцию на русском и английском языках посмотрели более 330 тысяч пользователей.

Мероприятие прошло под эгидой Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и при поддержке Госкорпорации «Росатом». Партнером выступило Российское общество «Знание».

Реклама. Фонд «Атом»