Жизнь в стиле хай-тек. Как высокие технологии меняют городскую среду

Высокие технологии делают нашу жизнь комфортнее, а к комфорту быстро привыкаешь. Заказать доставку продуктов к двери или запустить робот-пылесос по дороге домой теперь самое обычное дело. В крупных городах уже сегодня можно точно знать, через сколько минут приедет автобус, а для проезда в метро достаточно посмотреть в камеру. Совершенно очевидно, что мегаполисы постепенно будут становиться умнее, делая наше существование в них все более приятным и комфортным. Интересно узнать, как будет развиваться городская среда в ближайшем будущем, что нового появится уже совсем скоро?
Жизнь в стиле хай-тек. Как высокие технологии меняют городскую среду

Очевидно, что типовая структура современных городов себя изживает. Крупные мегаполисы задыхаются от автомобильных пробок, и никакие современные развязки кардинально решить эту проблему не смогут. Все потому, что основные перемещения по-прежнему происходят по «двухмерным» дорогам, хотя за последние годы стали активно появляться персональные воздушные суда. Их создатели сразу делают ставку на автономное пилотирование, так что владельцем такого транспорта может стать любой взрослый человек — и не надо получать лицензию пилота. 

Одна проблема: футуристический транспорт придется все так же вписывать в инфраструктуру «устаревающих» городов. И таким автономным дронам будет явно сложно пробиться сквозь плотные завесы проводов или ряды небоскребов. Это значит, что новые города нужно изначально проектировать под перспективные технологии перемещений. В идеале — сделать муниципальный транспорт настолько удобным, чтобы не было необходимости использовать личный. 

Примерно по такому принципу планируют строить The Line — «горизонтальный небоскреб» в Саудовской Аравии. Он будет состоять из двух параллельно стоящих зданий высотой 487 м и длиной 120 км каждое. Линейная структура заметно облегчит перемещения: в городе будет использована собственная система высокоскоростных поездов. Она позволит добираться из одного конца города в другой всего за 20 минут. Нужен ли в таком случае вообще персональный транспорт? От него можно легко отказаться!

Нулевой (или минимальный) углеродный след

Жизнь большого города неизменно сопровождается огромными выбросами соединений углерода. И речь идет не только о транспорте: даже электроэнергия, которую мы тратим на освещение или приготовление пищи, во многих странах добывается преимущественно за счет сжигания топлива. 

Очевидно, что есть возможности сокращения углеродного следа вплоть до нуля. Энергию можно получать за счет природных источников: солнца и ветра. А отапливать дома помогут тепловые насосы, переносящие тепло из глубин Земли в помещения. 

Раньше такие проекты были экзотикой. Можно вспомнить, например, Pixel Building в австралийском Мельбурне: четырехэтажное здание стало одним из первых с полностью независимым энерго- и водоснабжением. Ветряные турбины, солнечные батареи, максимальное использование естественного света, резервуары для сбора дождевой воды — все это помогло конструкторам сделать если не город, то здание будущего. 

Впрочем, здания могут обеспечивать себя не только энергией, но и... продуктами питания. По крайней мере частично. Итальянское бюро Carlo Ratti Associati разработало проект 218-метрового «фермерского небоскреба» Jian Mu. Значительная часть его остекленного фасада будет отдана под гидропонные фермы. Гидропоника подразумевает выращивание сельскохозяйственных культур без использования земли: ее заменяют питательные растворы. В год фермы Jian Mu позволят собирать до 300 тонн плодов и зелени. Кроме того, они будут предохранять здание от перегрева и таким образом снизят расходы на кондиционирование.

Умные системы не только в доме, но и в городе

Мы уже привыкли, что домашней техникой можно управлять из любого места планеты, где есть интернет. Теперь умные дома будут масштабироваться в умные города. Правда, это потребует огромных массивов новых данных, которые надо передавать и обрабатывать. Стандарт 5G внедряют именно для этого, а не для того, чтобы ваша лента в социальной сети обновлялась быстрее. Для беспилотного транспорта, движущегося на скорости около 30 км/ч, миллисекунда задержки — это метр тормозного пути. 

Автомобили будут общаться между собой, предупреждая друг друга о происшествиях, — электронные протоколы для такого общения уже разработаны. Использование автопилотов может заметно сократить число ДТП: электроника гораздо лучше прогнозирует ситуации и быстрее реагирует на них. 

Тренд на исключение людей как обслуживающий персонал или даже объект, принимающий решение, наметился еще лет пять назад. Ответом на него стало, например, открытие автоматизированных заправок или даже магазинов без кассиров. Один из таких — Amazon Go в США. Покупателю достаточно просто взять товары с полок, положить их в корзину, а потом упаковать — нужная сумма автоматически спишется со счета. 

Аналогичные технологии работают и в Китае. К примеру, один из крупнейших круглосуточных супермаркетов без персонала в мире принадлежит китайскому гиганту Jingdong Mall. Оплата происходит на кассе через систему распознавания лиц: даже смартфон доставать не придется. Конечно, большинство пока еще с недоверием относятся к такому активному использованию биометрии, но пройдет еще несколько лет, и страх рассеется на фоне более массовых проектов.

А что предлагают уже сегодня?

Конечно, построить инновационный город — дело не одного года или даже десятилетия. Поэтому архитекторы работают с гораздо меньшими площадями в уже существующих городах. Примером такого инновационного пространства стал столичный проект «Остров» от девелопера «Донстрой». Основная идея — не просто создать комфортные условия для проживания, но и сделать жилой комплекс самодостаточным. То есть таким, чтобы все свои потребности жители могли удовлетворить, не выходя за периметр, — будь это деловая встреча или прогулка с ребенком, покупка пакета молока или получения крупного заказа из супермаркета.

Фото: пресс-служба «Донстрой», проект «Остров», первый квартал

Простой авторизованный доступ и система «Свободные руки»

Сегодня уже никого не удивляет, что вместо ключей можно использовать персонализированный гаджет — смартфон. Будущие жители «Острова» смогут применять для их доступа на территорию проекта. Система «Свободные руки» еще больше облегчит перемещение: двери будут сами распахиваться перед вами. Необходимо лишь включить на смартфоне специальный режим — и автоматически поднимется шлагбаум на парковке или откроется дверь в квартиру при вашем приближении. Это не только очень удобно, но еще и практично с точки зрения личной гигиены (вспомните маски и перчатки, которые носили во время пандемии). Умный лифт также будет работать без лишних нажатий на кнопки и доставит вас именно на ваш этаж. 

Фото: пресс-служба «Донстрой», проект «Остров», третий квартал

Пространства для разных видов транспорта 

Дроны еще не получили массового распространения, а вот электрокары все чаще мелькают в городском потоке. Именно поэтому Донстрой предусмотрел на «Острове» возможность установки зарядок для экотранспорта прямо на территории комплекса: как на подземной парковке, так и на открытой территории. А для хранения велосипедов, самокатов и скейтов можно будет использовать кладовые на паркингах, куда жители смогут спускаться на лифте прямо с жилых этажей.

Инфраструктура для доставки роботами

Фото: пресс-служба «Донстрой», проект «Остров», второй квартал

Роверы уже активно доставляют заказы, и в будущем количество таких доставок будет только расти. Поэтому неудивительно, что при проектировании «Острова» его сделали максимально дружелюбным для роботов. Ровер сможет подъехать непосредственно к зданию, не встретив на своем пути лестниц, крутых подъемов и других препятствий. Кстати, для обычных доставок тоже есть интересное решение: пикпоинты в лобби каждого здания, где доставщик может оставить ваш заказ. И не нужно будет ожидать его дома.

Надежная связь 5G во всем проекте

Интернет сегодня используют не только гаджеты, но и бытовая техника, автомобили, системы безопасности. В городской застройке такой интенсивный обмен данными часто приводит к перегрузкам в рамках отдельных диапазонов. Проще говоря, скорость периодически падает, а соединение может теряться. 

В «Острове» такие проблемы решили еще на этапе проектирования. Здесь всю территорию покроет связь 5G: высокая скорость интернета до 1 Гб/с, задержки менее 1 мсек., бесшовность передачи данных, надежность сети при высоких нагрузках. Технология 5G позволяет подключать одновременно более миллиона устройств на территории в 1 кв. км. 

Связь будет стабильной как на паркинге, так и в общественных зонах, включая зоны для прогулок. В любой точке можно будет комфортно работать или общаться со знакомыми по видеосвязи: по сравнению с 4G новый стандарт на порядок быстрее, поэтому даже видео высокого разрешения сможет воспроизводиться без задержек. Многие флагманские смартфоны последних лет выпуска уже поддерживают 5G.

Города будущего определенно будут очень технологичными и удобными для проживания. Все инновационные технологии требуют времени. При этом уровень жизни в современных жилых комплексах, таких как «Остров», уже сильно отличается в лучшую сторону от того, на что мы могли рассчитывать еще лет пять назад. 

Загрузка статьи...