Что такое NFT и как с ним работать: объясняем для тех, кто все еще не в теме
В преддверии вручения премии поговорили с Ольгой Вад, куратором, руководителем Магистратуры Art & Science Университета ИТМО и членом жюри в номинации Робототехническое искусство.
Что такое NFT-искусство сегодня?
Технология NFT позволяет получать права на владение цифровым активом, в том числе на цифровое искусство. В первую очередь, в NFT пришли художники, которые работают с компьютерной графикой и видео, то есть с не самыми популярными на традиционном арт-рынке форматами. NFT-искусство во многом формировалось на вкусах криптокомьюнити, а не художественного истеблишмента, чем, с одной стороны, часто разочаровывает любителей современного искусства, но и очевидно за счет этого имеет мощный обновляющий потенциал.
Сегодня в NFT идет все больше художников, которые работают в жанрах живописи, инсталляций и скульптуры – с одной стороны, чтобы исследовать художественный потенциал площадки и попробовать свои силы в новом формате, а с другой – чтобы совершать сделки с помощью блокчейн-транзакций, поскольку это удобнее и быстрее по сравнению с обычными контрактами. Иногда сделка включает в себя покупку и физического объекта, и его цифрового двойника.
Чем уникально NFT-искусство?
Глобально самая важная функция искусства – формирование новых смыслов. Решает ли эту задачу NFT-искусство — покажет время. Для понимания того, как функционирует этот сегмент, необходимо учитывать глобальный контекст Web3, интернета нового поколения, который сочетает в себе технологии искусственного интеллекта и блокчейна, идею распределенных данных и децентрализованных структур. Метавселенные, NFT и криптовалюты здесь играют ключевую роль. Это все вступает в диалог с художественными практиками, где разрушение иерархий всегда было важной точкой отсчета. От более традиционных форм NFT-искусство отличается большей демократичностью: оно размещается на общедоступных платформах, в большинстве случаев даже после продажи коллекционеру. NFT-сфера также предоставляет художникам новые способы взаимодействия и общения со своими поклонниками: можно покупать работы частями, с помощью фан-токенов влиять на само произведение, подписаться на следующие работы.
Как развивается NFT-искусство в России?
В России глобально не очень большое художественное коммьюнити в соотношении с количеством населения. Возможно, причина в том, что на уровне средней школы не изучают историю искусства, не прививают понимание того, что ценность – это не узнать, когда какой художник что делал, а в осознании силы нестандартного мышления и возможности построить свою карьеру на этом. Но в IT-секторе у нас все всегда было все отлично, так что уверена, скоро и креативный элемент туда подтянется.
Является ли такое искусство инвестицией в будущее? Или, может, его можно назвать «искусством будущего»?
Обсуждая NFT-искусство, очень сложно сформулировать его четкую рыночную цену, при этом цифры продаж, конечно, производят впечатление, особенно учитывая минимальные ресурсы, которые требуются для производства таких работ. Но если есть задача инвестировать, то следует не столько фокусироваться на объемах продаж, сколько на реальном состоянии экосистемы в каждый конкретный момент. Например, можно ли найти положительные тенденции в последних рыночных отчетах, что пишут в академических исследованиях, развивается ли инфраструктура.
Для художников формат смарт-контракта, который позволяет не только продавать свое искусство онлайн без посредников, но и получать проценты с последующих перепродаж, очевидно, выгоден. Соответственно, эта экономическая модель будет развиваться дальше. Важный вопрос, который сейчас поднимает арт-комьюнити, - минимизация углеродного следа при производстве NFT-искусства - решается разными способами.
Если же рассматривать NFT-искусство с точки зрения символического капитала и попытаться ответить на вопрос, является ли оно искусством будущего, то можно исходить из позиции, что о мире, построенном на логике научно-технологического прогресса, адекватнее говорить на языке art&science&technology. В этом понимании NFT-искусство как часть тренда на цифровизацию будет актуально как минимум и в ближайшем будущем.
С чего начать художнику свой путь в сфере NFT?
Завести криптокошелек, купить крипту (поскольку для создания цифрового объекта на многих площадках нужно платить комиссию), выбрать маркетплейс (общедоступный или курируемый), определиться со стоимостью и выпустить свой первый дроп. В интернете можно найти множество пошаговых инструкций, как это сделать. Можно надеяться на удачу или задуматься над стратегией продвижения, да и глобально над художественной стратегией – зачем ты сюда идешь, на какие темы ты хочешь высказываться в этом формате, что за средства выразительности выбираешь для этого высказывания, как видишь свое развитие и какие инструменты для реализации этого можно применять. Желательно также начинать разбираться в цифровой экономике. Ну и постоянство – залог успеха в карьере художника.
В премии ASTA вы выступаете членом жюри в номинации «робототехническое искусство». Что это за направление?
Робототехническое искусство — это жанр технологического искусства, в котором используются роботизированные и автоматизированные технологии. Происхождение «робота» связано с попытками создать рабочего для помощи людям. В этом жанре роботы используются для нерабочих целей. Каждый художник исследует робототехнику по-своему, учитывая и культурный, и технологический контекст, и разрабатывая стратегии, которые часто гибридизируют роботов с другими медиа, системами, контекстами и формами жизни. Такое искусство подвергает сомнению наши предпосылки в понимании, создании и использовании этих электронных существ.
Премия ASTA направлена в первую очередь на поддержку художников, которые только начинают работать в этой области, — студентов, магистрантов. Поэтому для нас было важно не наградить сам по себе проект, который художник подал на премию, а отметить перспективность направления, в котором он работает. Чтобы делать качественное робототехническое искусство, необходим доступ к технологиям и экспертам – поэтому мы выбрали стажировку в лаборатории робототехники при Университете ИТМО в качестве главного приза в этой номинации. Таким образом, у финалиста будет возможность вывести свой проект на более высокий уровень.
Как повлияли значительные колебания биткойна в прошлом году, которые сильно удешевили цифровые активы, на продажи и развитие NFT-платформ? К примеру, тот же Джастин Бибер потерял на Bored Apes более 1 млн долларов.
В 2022 году все говорили о «крипто-зиме», описывая резкое падение цифровой экономики. Объемы продаж NFT существенно снизились, но, тем не менее, инвестиции в NFT-art-стартапы продолжили поступать. По отчету Fuelarts, 80% процентов всех инвестиций за первую половину 2022 года, связанных со стартапами в области искусства, приходилось на проекты цифрового и NFT-искусства, а объем инвестиций составил более миллиарда долларов. Одна из самых крупных продаж крипто-арта в конце прошлого года была реализована маркетплейсом Superrare, получившем прибыль около 5 миллионов долларов. И надо отметить, это была продажа не одной работы, а ежемесячных подписок на новые произведения 24 ключевых художников платформы.
В декабре прошлого года NFT-рынок снова начал возрождаться, а в январе 2023-го прогресс только усилился. И все же, 83% стратегов арт-рынка, принявших участие в опросе Fuelarts, считают неизбежным, что рынок повернется в сторону физического искусства: оно более предсказуемо ведет себя как актив в ситуации экономического кризиса. Это, в частности, может привести к возрастанию роли долевой собственности и традиционных инструментов инвестирования в искусство, предлагаемых стартапами Art+Tech.
Радужные прогнозы прошлого года о росте российского сегмента NFT сменились более сдержанными – что изменилось за этот год?
Год только начался и по итогам одного месяца пока сложно судить, оправдались ли прогнозы. Пока не слышно таких громких продаж, как были у Pussy Riot, 404.Zero или Покраса Лампаса. Первоначальный ажиотаж снизился, коллекционеры покупают меньше. Есть ощущение, не только в России, что от NFT-искусства теперь хочется чего-то большего, чем анимированное изображение. Есть потребность в проектах, которые критически или иронично, или креативно подходят к самой технологии блокчейна, к метавселенным и глобально к Web3.
Конечно, самое интересное происходит в независимых проектах. Например, у художников Вадима Смахтина, Елены и Ивана Митрофановых есть работа, посвященная теме эко-коинов – то есть криптовалюты, майнинг которой не связан с загрязнением окружающей среды. В их Natura Cognita живые растения с помощью технологии биофотогальваники производят энергию, которой достаточно, чтобы питать сенсор, который в свою очередь следит за состоянием этого растения и собирает о нем данные. На основе полученной информации движок генерирует цифровое произведение искусства, которое затем токенизирует и превращает в торгуемый актив. Когда люди не поддерживают микроклимат растений, созданное искусство начинает умирать, как и все NFT.
Что касается отечественных институций, в частности государственных музеев, то проще работать не стало – в РФ не существует законодательства, которое регулирует криптовалюту, а значит госмузеи не могут напрямую осуществлять подобные сделки, только если в партнерстве с кем-то. Среди независимых институций, насколько мне известно, с NFT работают Masters Digital, галерея Zavtra, Generative Gallery и SAS. На последних ярмарках Cosmoscow и Blazaar были отдельные секции, посвященные NFT-искусству – так что погруженных в тему художников можно найти и среди молодежи, и среди middle career художников.
Есть ли на нашем рынке компании, которые привлекают художников для создания рекламных компаний, мерча на цифровых платформах? Например, «Магнит» выпустил цифровые игрушки вслед за вполне офлайновыми скрепышами. А Gucci, Nike выпускают цифровые модели кроссовок.
У нас пока таких историй не очень много, но я уверена, что скоро ситуация изменится. Есть прекрасный пример фестиваля Future Cities, который в сентябре прошлого года провел Росбанк вместе с командой VCA. Значительная его часть проходила в метавселенной. Проект был посвящен сосуществованию природного и цифрового в городской среде, и помимо художественных проектов, туда была также интегрирована интерактивная зона, посвященная продуктам банка. Свои выставки в метавселенных проводят Hutton Development и представительство Cartier в России, «М.Видео» открыл магазин электроники на платформе Roblox, футбольный клуб «Зенит» выпускает фан-токены, а ресторан Kislovsky – свою коллекцию NFT-искусства в качестве программы лояльности.
Планируется ли продвигать на NFT-платформах работы победителей отдельных номинаций премии?
Да, в номинации VR/AR лучший проект, созданный с применением технологий виртуальной и дополненной реальности, будет размещен на платформе Masters Digital и переведен в цифровой актив NFT.