Шинных дел мастера

Недавно я по приглашению официального дилера шин Pirelli koleso.ru посетил Воронежский шинный завод. Pirelli — одна из немногих компаний, продолжающих производство в России (ее предприятия расположены в Воронеже и Кирове). Из нашей редакции только я, наверное, еще не бывал на современном шинном заводе. Поэтому пошагово описывать его работу не буду. А вот о том, что поразило, расскажу довольно подробно. А поразило много чего. Начнем с того, что до посещения я думал, почему шины для моего автомобиля стоят так недешево. Теперь размышляю, почему так недорого.
Шинных дел мастера

Купажирование

Главный компонент любой шины — каучук, содержание которого в разных шинах колеблется от 50 до 70%. Каучук бывает как натуральным, так и синтетическим. Натуральный каучук отвечает за высокую ходимость и способность выдерживать серьезные вертикальные нагрузки. Если более важен коэффициент сцепления колеса с дорожным полотном, то тут пальма первенства у синтетического каучука. Для производства шин применяются разнообразные составы резины.

Например, завод Pirelli в Воронеже делает более 35 вариантов смесей. Точный состав — самая важная коммерческая тайна, 80% свойств и характеристик шины определяется именно составом смеси.

Примерный несекретный рецепт выглядит так. Для получения 200 кг материала для протектора усредненной шины легкового автомобиля требуется 100 кг каучука (примерно 50 кг синтетического и 50 кг натурального), 20 кг технического углерода, 25 кг кремнезема, 23 кг минерального масла, 5 кг смолы, 4 кг антиоксиданта, 5 кг воска, 12 кг активатора вулканизации (стеариновая кислота, оксид цинка и прочее), 1,5 кг стеариновой кислоты, 3 кг ускорителя вулканизации и 3 кг серы. Это очень примерный рецепт. В Воронеже только протекторных смесей делают более 16 вариантов. По совершенно другим рецептам готовят смеси боковины, гермослоя, обрезинивания колец и кордов

Промышленный миксер

Готовить резиновые смеси начинают в гигантском резиносмесителе, куда подаются разные каучуки, технический углерод (сажа), диоксид кремния, масла и еще до дюжины химических соединений при температуре до 180 градусов. Углерод повышает износостойкость шины, улучшает сцепление, снижает риск деформации и придает резиновой смеси черный цвет. Диоксид кремния отвечает за эластичность, мягкость, комфорт и сцепление на мокрой дороге. Интересно наблюдать за конвейерной лентой, по которой компоненты попадают в резиносмеситель: там идут огромные куски разноцветного каучука в пластиковой упаковке и целые пакеты всех цветов радуги с другими добавками — пластик автоматически становится одним из компонентов резиновой смеси. Готовая резиновая смесь выгружается из смесителя в экструдер, проходит через валки и формуется в ленту, которая впоследствии охлаждается и укладывается на палеты для удобства дальнейшего использования. Этот полуфабрикат еще называют маточной смесью.

Pirelli

На втором этапе смесь подвергается новой стадии смешения: ее опять загружают в смеситель, но теперь добавляют ускорители вулканизации и серу. Температуру ограничивают 100 градусами, чтобы преждевременно не запустить вулканизацию. После выгрузки снова проходит процесс вальцевания — именно после него финальная смесь достигает окончательного однородного состояния.

Pirelli

Практически для каждой марки шины используют специальные сорта смеси, которые ждут своего часа в виде листов на палетах. Ждут недолго — срок хранения некоторых смесей не превышает недели.

Бутерброд

Шины делают из разных сортов резины, по сути это сложный бутерброд. Самая интересная сборка такого «бутерброда» для области протектора, в котором могут комбинироваться до четырех сортов резиновой смеси.

Происходит это на машине с четырьмя экструдерами — Quadroplex. Четыре разных ленты с резиновой смесью после перемешивания выдавливаются через профилирующую планку, которая задает конечный профиль протекторной части.

Более простая машина Duplex делает «бутерброд» из двух сортов резины — например, для боковины. А для гермослоя и вовсе используется один состав. После охлаждения подобные полосы закатываются в катушки и отправляются на этап сборки.

Кино, да и только

Самый красивый процесс — изготовление обрезиненных металлокордов. В шпулярнике, напоминающем гигантский ткацкий станок, последовательно расположены 1080 катушек с блестящей латунированной стальной проволокой длиной до 16 км.

Pirelli
Латунь блестит как золото, а само действо напоминает изготовление какого-то волшебного полотна из детской сказки. Этап настолько красивый, насколько и важный — металлокорд еще называют позвоночником шины.

Сверкающие нити отправляются на специальные валки, где покрываются разогретой резиновой смесью. На выходе получается обрезиненное полотно с параллельными стальными нитями. Чтобы сделать из него заготовку с диагональными нитями (а в шинах, как правило, диагональный корд), полотно разрезают по диагонали и снова соединяют, получая длинную ленту-полуфабрикат. Кстати, на одну шину в среднем приходится полтора килограмма стальной проволоки. Из стальной проволоки делают и бортовые кольца.

Сырые шины

Полуфабрикаты соединяются на специальных барабанных сборочных станках в два прохода. Все компоненты, за исключением бортовых колец, подаются в виде лент. На первом барабане собирается брекерно-протекторный пояс — бутерброд из протектора, нейлонового и металлического брекеров-кордов. Такой нерастягивающийся бублик.

Pirelli

На втором накладывается внутренний каркас из гермослоя, боковин и текстильного слоя. Следующий процесс называют женитьбой. Тут добавляются бортовые кольца, на внутренний каркас наезжает брекерно-протекторный бублик, внутренний каркас надувается, а боковины и протектор дополнительно прокатываются. Все, «пирожок» почти готов, осталось его только спечь.

Вулканизация

На этапе вулканизации резиновая смесь становится настоящей резиной, резко повышается стойкость и эластичность материала. И происходит формирование протектора. Запекают шину в металлической пресс-форме — очень дорогой оснастке, которая изнутри напоминает ювелирное изделие, настолько филигранная работа. Особенно поражают пресс-формы для зимних шин с тончайшими пластинами для формовки ламелей.

Pirelli
Работа станка-вулканизатора — настоящий стимпанк. Каждый станок запекает за проход две шины. Этот процесс завораживает.

«Сырая» шина помещается в пресс-форму, куда под огромным давлением подается раскаленная азотно-паровая смесь, которая с огромной силой прижимает шину изнутри к стенкам пресс-формы и выдавливает рисунок протектора. Минут на пятнадцать станок затихает: вулканизация — процесс небыстрый. После чего пресс-форма размыкается, и в облаках пара появляется новорожденная шина. Происходящее настолько увлекательно, что я залип у этих станков на полчаса.

Все под контролем

Если бы такой выходной контроль, какому подвергаются готовые шины, мы проходили в ближайшей поликлинике, то болезней у нас было бы значительно меньше.

Pirelli
Сначала шины попадают на визуальную проверку, где специалист пристально изучает протектор, боковину и внутреннюю часть — классификатор дефектов насчитывает 300 позиций.

Если человек ничего не замечает, шина отправляется на инструментальный контроль, где проверяется геометрия, силовая неоднородность и дисбаланс. Дальше она попадает на рентгеновскую установку. Но и это не все. Последним пунктом стоит шерограф — сдвиговый спекл-интерферометр, с помощью которого выявляются внутренние разрушения или дефекты компонентов посредством измерения и анализа отклонений. И только после этого шина отгружается покупателям. Вот вас где-нибудь так проверяли?

Pirelli

Tyrelife — дополнение к стандартным заводским гарантийным условиям, которое распространяется на все эксплуатационные повреждения летних и зимних шин Pirelli для легковых автомобилей и внедорожников. Приобретая от двух и более шин Pirelli и зарегистрировав чек о покупке шин в установленный срок на сайте Pirelli, вы становитесь участником программы гарантии Tyrelife. По ней можно произвести один ремонт или одну замену каждой купленной шины при эксплуатационном повреждении. Также в течение срока программы гарантии можно два раза проверить шины. Расширенная программа гарантии включена в стоимость приобретенных шин и предоставляется без дополнительных затрат со стороны клиентов. Полный ассортимент шин Pirelli доступен у официального дилера koleso.ru.