Двадцать лет назад: какой была мобильная связь в начале 2000-х

Смартфоны тогда были диковинкой, платить приходилось даже за входящие звонки, а каждый мегабайт интернета стоил около $2. Включаем машину времени и отправляемся на пару десятков лет назад, чтобы поностальгировать и познакомить зумеров с полифоническими звонками и монохромными экранами.
Двадцать лет назад: какой была мобильная связь в начале 2000-х
Соцсети

В начале XXI века мобильная связь только начала активно развиваться. На рынке уже работали три известных мобильных оператора, но в 2003-м появился четвертый, решивший нарушить сложившийся баланс, — Tele2. В новую компанию почти никто не верил: казалось, что рынок уже поделен и в нем нет места новому игроку. Но уже к концу 2004 года Tele2 собрал аудиторию в 1 млн человек.

Тогда мобильные операторы занимались развитием сотовых сетей, и это была их основная задача. Продажи самих телефонов для таких компаний были вторичны. В это сложно поверить, ведь прямо сейчас можно дойти до ближайшего салона оператора и купить там любую модель — от бюджетной до флагманской. Современные салоны операторов все больше напоминают магазины электроники. Мы привыкли, что здесь можно не только перейти на другой тариф или решить вопрос с подключением, но и расширить ассортимент домашних гаджетов.

Например, в салонах Tele2 в дополнение к мобильным устройствам уже появились товары для системы «умного дома» от Ростелекома. Сервис «умных домов» сегодня переживает такой же активный рост, как мобильные телефоны в 2003-м. В ассортимент решений от Ростелекома вошли самые востребованные устройства, которые легко объединяются в одну экосистему и принципиально меняют наш образ жизни. Например, вместо банального будильника можно создать целый сценарий пробуждения: в нужный момент откроются шторы (с приводом, подключенным к умной розетке), умная колонка включит любимую мелодию, а кофеварка приготовит бодрящий напиток.

Концепция «умного дома» от Ростелекома подразумевает новый уровень не только комфорта, но и безопасности. Например, умными лампами можно не просто управлять со смартфона. Если задать им сценарий, они могут включаться и выключаться в определенное время, когда вы в отпуске или командировке. Таким образом будет создаваться имитация присутствия хозяев в доме или квартире. К блоку управления можно подключить и камеры наблюдения, видеозаписи с которых поступят в облачное хранилище.

Все это здесь и сейчас, а как обстояли дела в начале века?

Какими аппаратами пользовались?

Понятное дело, кнопочными. Основной особенностью рынка телефонов в 2003 году стало появление моделей с цветными экранами и полифонией. Одним из первых таких аппаратов стал Motorola c350. В его характеристиках можно было найти такие преимущества: 16-тональный полифонический звонок, до 128 инструментов. Кроме того, с помощью простенького редактора можно было создавать и свои мелодии. Память телефона вмещала всего 20 СМС, в телефонной книге можно было хранить не более 100 номеров.

Еще одним открытием года стали слайдеры. У Siemens SL55 верхняя часть (с экраном) съезжала вверх, открывая доступ к клавиатуре. При этом для ответа на звонок достаточно было нажать кнопку в верхней части. Такой формфактор быстро полюбился пользователям и некоторое время считался атрибутом престижных моделей.

Обычные телефоны тоже прогрессировали. Например, популярный в те годы Sony Ericsson T610 мог вместить целых 510 контактов и позволял назначать мелодии индивидуально каждому. С помощью встроенной камеры можно было делать снимки разрешением 288 х 352 пикселя, причем существовал даже специальный ночной режим. Из прочих бонусов — диктофон, редактор мелодий, органайзер, ИК-порт, Bluetooth и даже почтовый клиент!

О смартфонах пока никто не слышал. Первый iPhone, ознаменовавший переход к сенсорным экранам, появится только через четыре года, в 2007-м. Кстати, к этому моменту абонентская база Tele2 вырастет до 8,5 млн человек. Компания очень быстро избавилась от статуса догоняющей и часто выступала пионером как по технической составляющей, так и в области оригинальных коммуникационных решений. К примеру, в 2018 году Tele2 первым из мобильных операторов обеспечил связью LTE все станции московского метро. А в 2019-м начал запускать сеть и в тоннелях.

Tele2 в отношениях с абонентами всегда старался выйти за строгие рамки исключительно предоставления услуг связи, всячески подчеркивая эксклюзивность своей аудитории. Например, абоненты могли бесплатно взять напрокат коньки на катке ВДНХ и получить скидку на ски-пасс на горнолыжных курортах Подмосковья. Необычайный успех имел и проект «Понедельники»: именно по понедельникам абонентам оператора были доступны большие скидки или бесплатные бонусы у партнеров Tele2.

Сколько стоила мобильная связь?

Начнем с того, что все тарифы обозначались в у. е. (условных единицах). Расчеты в долларах были запрещены, но коммерсанты не доверяли национальной валюте и пытались привязать финансы к иностранной. Так и возникли эти загадочные у. е. Напомним, что за 1 доллар в 2003-м давали примерно 30 рублей.

Средняя стоимость минуты разговора для абонентов Москвы составляла 0,15 у. е. Вроде бы не космические цены — всего 4,5 рубля. Но есть нюанс. В то время платить приходилось как за исходящие звонки, так и за входящие. Так что активное общение по мобильнику было довольно разорительным.

Правда, был небольшой лайфхак. Первые несколько секунд (от 3 до 7 в зависимости от оператора и тарифа) не оплачивались. За эти секунды нужно было понять, звонят ли вам по делу или кто-то просто ошибся номером. К счастью, телефонных спамеров тогда практически не было: рекламировать свои услуги по мобильной связи тоже было дороговато. Некоторые пользователи приспособились укладываться с разговором в эти бесплатные секунды. Например, можно было позвонить мужу, дать инструкцию типа «купи молоко» и сразу бросить трубку.

Операторы предлагали разные возможности экономии. Например, существовала практика «любимых номеров», звонить на которые было дешевле. Или предусматривалась небольшая абонентская плата за скидку на звонки в вечернее время.

Одни из самых низких цен были как раз у Tele2. Вслед за Иркутской областью новый оператор стал предлагать услуги в еще 12 регионах России, включая Санкт-Петербург.

Сегодня мы привыкли к единой стоимости звонков на городские номера и мобильные номера домашнего региона. Но в 2003-м все было иначе: например, звонок из столицы абоненту Московской области мог обходиться дороже, чем москвичу.

А что с интернетом? В начале 2000-х он считался роскошью. Актуальный на то время стандарт 2,5G позволял пользоваться протоколом GPRS. Скорость сильно зависела от загруженности сети и мощности сигнала, но даже в идеальных условиях она редко превышала 150 кбит/с. Тарификацию вели по объемам переданной/полученной информации. Так, стоимость 1 Мб (мегабайт, не путайте с актуальными сегодня гигабайтами) составляла около 2 у. е. (60 рублей). Конечно, кнопочные аппараты были крайне скромны в потреблении трафика, но те, кому было важно выходить в интернет с телефона, покупали пакеты. С их помощью можно было сэкономить практически вдвое.

Как выглядели салоны связи?

Продажи телефонов росли очень активно: за 2003 год количество абонентов мобильной связи увеличилось более чем в 2 раза — с 18 млн до 36,4 млн. Неудивительно, что и салоны связи развивались довольно быстро. Ассортимент был типичен: кроме самих телефонов продавали в основном зарядные устройства, аккумуляторы. Да-да, аккумуляторы в аппаратах того времени можно было менять самостоятельно, а зарядники у каждого бренда были свои (а иногда и несколько вариантов к разным моделям).

Долгое время продажей телефонов занимались специальные магазины. Только потом мобильные операторы стали предлагать их в собственных салонах. Теперь, напротив, специализированных магазинов почти не осталось, а в салонах операторов ассортимент продолжает расширяться. Техника для «умных домов» стала одним из перспективных направлений: в точках Tele2 уже можно купить надежные решения от Ростелекома. Некоторое время такая техника была забавой для гиков, но за последние годы обрела популярность и проникла едва ли не в каждый дом. Одним из самых востребованных типов устройств стали IP-камеры. Владельцам магазинов и офисов они позволяют в любой момент проконтролировать, что происходит на точке, а обычным пользователям дают возможность наблюдать не только за загородным домом, но и за детьми или питомцами у себя дома.

Кроме того, большое распространение получили умные розетки. Они могут сделать «умным» даже самое обычное устройство — ведь с их помощью можно дистанционно включать и выключать технику, всегда видеть на экране мобильного устройства ее статус. И главное, подключение не требует никаких специфических знаний. Все не сложнее, чем соединить беспроводные наушники со смартфоном.

Пройдет совсем немного времени, и «умные дома» станут таким же заурядным явлением, как мессенджеры или модули NFC в современных смартфонах. Они точно изменят наш мир, потому что уже начали это делать. Техника так или иначе оказывает влияние на наши дома и квартиры. У большинства из нас в комнатах висят люстры — наследие прошлого, когда распределенный свет оставался уделом учреждений. Сегодня им на смену пришли компактные светильники, дающие равномерный световой поток в любом уголке комнаты. Вспомните интерьеры советской кухни с выделенным местом под холодильник и плитой, объединяющей конфорки и духовку. Современные кухонные гарнитуры куда более лаконичны: и духовки, и холодильники можно встроить под фасад, чтобы обеспечить единую концепцию интерьера.

С появлением высокоскоростного интернета и беспроводных сетей наши устройства получили дополнительную свободу действий. Оказывается, телевизор можно установить не только там, куда протянут кабель антенны: он может стоять вообще в любом месте, где ловит интернет. И необязательно громко включать колонку в комнате, если вы на кухне — можно соединить в одну мультирум-цепь несколько маленьких и одинаково хорошо слышать музыку по всей квартире.

«Умный дом» уже вносит свою лепту в изменение интерьера. Теперь обычный пылесос можно спрятать подальше — с ежедневной уборкой отлично справляется робот, настроенный по расписанию. Блок управления и датчики могут взять на себя большинство забот по созданию комфорта в доме: давать команду на включение кондиционера, если в доме стало жарковато, увлажнителя воздуха, если влажность упала ниже нормы. И уж, конечно, безопасность таких домов будет на новом уровне: вам не составит труда прямо с дивана посмотреть, кто стоит у двери, а из офиса — все ли приборы, подключенные к умным розеткам, выключены. Приобщиться к высоким технологиями можно уже сейчас, тем более что салон Tele2 с умными устройствами от Ростелекома наверняка есть совсем недалеко от вас.