Спасение утопающих – дело рук беспилотников. Российские студенты разработали мобильный комплекс для спасения на воде

Студенты Московского авиационного института разрабатывают беспилотный комплекс для предотвращения несчастных случаев на воде. Он предназначен для мониторинга потенциально опасных территорий, обнаружения пострадавших и их транспортировки к берегу. Через год планируется довести прототип до стадии тестирования.
Спасение утопающих – дело рук беспилотников. Российские студенты разработали мобильный комплекс для спасения на воде

«Я из Калининградской области, прилегающей к Балтийскому морю. В местных новостях я часто вижу репортажи о несчастных случаях на воде, а однажды и сам попал в отливное течение, — рассказывает инициатор проекта, студент института № 1 "Авиационная техника" МАИ Дмитрий Князев. — Наш комплекс упростит работу сотрудникам служб спасения и, надеюсь, сможет сохранить человеческие жизни».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мобильный комплекс можно быстро развернуть и подготовить к работе в любом месте. Он состоит из беспилотной авиационной системы, беспилотного надводного аппарата и центральной станции.

Беспилотная авиационная система представляет собой самолет с камерой, который осуществляет осмотр территории по заданному маршруту. Потенциально опасные ситуации распознаются с помощью нейросети, предварительно обученной на размеченных фотографиях, после чего кадры отправляется на центральную станцию, где их видит оператор.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если оператор подтверждает, что человек находится в беде, в дело вступает беспилотный надводный аппарат. В обычное время он параллельно с беспилотным самолётом патрулирует акваторию, передавая на центральную станцию данные об отливных течениях, которые также учитываются в алгоритме разметки. Получив сигнал, надводный аппарат двигается по направлению к тонущему со скоростью примерно 60 км/ч. Приблизившись на расстояние 4–5 метров, он переходит в режим ручного управления.

Анатомическая форма спасательного судна позволяет человеку удобно удерживаться на нем во время буксировки к берегу. Все это время оператор общается с пострадавшим посредством встроенных динамиков и микрофона.

За обмен информацией между всеми элементами комплекса отвечает центральная станция. Она получает данные от беспилотников и организует Wi-Fi сеть, к которой подключается оператор, чтобы управлять аппаратами через приложение. Также к этой сети можно присоединиться через web-интерфейс, чтобы наблюдать за ходом спасательной работы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возможность реализовать свою идею у студентов появилась благодаря организованному Дирекцией «Аэромобильность» МАИ конкурсу «БЛАбаттл», где ребята заняли II место. Конкурс, прошедший весной этого года, призван выявить и поддержать талантливых студентов, раскрыть их предпринимательский потенциал и дать толчок к развитию инновационных идей в сфере беспилотных авиационных систем.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Такие события как "БЛАбаттл" создают мотивацию для развития, позволяют найти новые идеи и увлеченных единомышленников. В жюри оказались настоящие профессионалы своего дела. Они дали ценные комментарии по поводу нашего проекта. В перспективе мероприятие позволяет влиться в сообщество людей, увлеченных беспилотниками, что дает основательную базу для дальнейшего развития в этой отрасли», — добавляет участник команды, студент института № 1 «Авиационная техника» Николай Федорович.

Команды-финалисты получили грантовую поддержку, в рамках которой была осуществлена закупка комплектующих для аппаратов, расходных материалов и программного обеспечения, прошли стажировки и консультации в центрах компетенций МАИ. Работу над своими проектами участники продолжили совместно с наставниками от Дирекции «Аэромобильность», среди которых опытные разработчики беспилотных авиационных систем и профессиональные пилоты БВС.