Идея оснащения грузовых судов парусами для сокращения расхода топлива и загрязнения окружающей среды восходит к энергетическому кризису середины 1970-х годов. И интерес к этой идее колебался по мере того, как стоимость тяжелого дизельного топлива, на котором работают суда, росла и падала.
«Умные» паруса для судов, перевозящих отработанное ядерное топливо

Частью уравнения была экономика, но другая часть была технологической. Хотя паруса могут сократить потребление топлива на целых 20%, корабли построены вокруг двигателей, максимально увеличивающих грузовое пространство и позволяющих эффективно загружать и выгружать груз. К сожалению, многие модифицированные конструкции парусов сложны, требуют дополнительного экипажа, нуждаются в постоянном оснащении и, кстати, не только занимают ценное пространство, но и мешают работе корабля.

В рамках трехлетнего проекта Winds of Change компания NTS рассматривает возможность адаптации системы Fastrig, разработанной Smart Green Shipping (SGS), чтобы выяснить, целесообразно ли ее использовать для флота NTS, состоящего из трех специально разработанных судов. Эти корабли используются для перевозки отработавшего ядерного топлива в виде стекловидного материала, запечатанного в высокозащищенных контейнерах, с атомных станций, расположенных даже в Японии, обратно в Великобританию для переработки в новые топливные стержни.
Система Fastrig по существу состоит из аэродинамических профилей, установленных наборами на палубе корабля, причем одна часть прикреплена к мачте, а вторая откидывается от первой, как закрылки на крыле самолета. Автономно работая с помощью искусственного интеллекта, он может установить наиболее эффективный угол к ветру, чтобы обеспечить тягу корабля.

Хитрость заключается в том, что, когда паруса не нужны, они складываются таким образом, что мачты лежат на палубе на одном уровне, не мешая погрузочным кранам и другому снаряжению. Эта мера также предотвращает потенциальную опасность от Fastrig при сильном ветре, что может оценить любой, кто направял лодку в порт перед штормом под голыми мачтами, ловя ветер.
В настоящее время система проходит наземные испытания в Шотландии, а технические, коммерческие и экологические оценки продлятся до марта 2025 года. Данные о безопасности, технических характеристиках и производительности будут использоваться для информирования любой будущей установки.
«Наша мотивация состоит в том, чтобы сократить выбросы с судов, сохраняя при этом высокую производительность и критически важные графики поставок. SGS собрала группу высококвалифицированных технических и коммерческих организаций для реализации проекта, и нам интересно посмотреть, как мы будем внедрять эту технологию с безопасностью, надежностью и надежность остается нашим главным приоритетом» — заявил Энди Миллинг, морской менеджер NTS по сложным техническим проблемам, возникающим при модернизации ветровой техники на торговых судах.