Город будущего: как геймификация влияет на городскую среду
Геймификация города: что это и где применяется?
В широком смысле геймификация — это способ взаимодействия через игровые механизмы компьютерной игры. Важно, что речь идет как о принципах, так и о технологиях. Нельзя говорить о геймификации в отрыве от VR, АR, нейросетей и других цифровых технологий.
В контексте городской среды геймификация используется для построения современных технологичных соединений между городским пространством, жителями, органами власти и бизнесом. В частности, элементы игры могут применяться в городском управлении и планировании, моделировании общественных пространств, сборе данных и так далее.
Вообще, геймификация прекрасно имплементируется во все процессы, связанные с концепцией умного города. Например, в российском проекте городского краудсорсинга «Активный гражданин» участие в голосованиях и другая активность поощряются баллами. Пользователь может обменять их на материальные и нематериальные призы. Подмосковный портал «Добродел» использует такие элементы игры, как голосование, опросы, коммуникация между пользователями.
Примеров приложений для умного города с элементами гейминга довольно много. Например, у американцев популярностью пользуется SeeClickFix. С его помощью можно сообщить о яме на дороге, пожаловаться на сломанный уличный фонарь и другие проблемы городской инфраструктуры. В Канаде многие жители пользуются приложением Cowlines, которое выстраивает оптимальные маршруты для передвижения по городу. Можно выбрать велосипед, автобус, такси или скомбинировать все варианты.
Как геймификация влияет на город?
Игра усиливает мотивацию граждан к участию в жизни города. Ее элементы — очки, уровни, награды, рекорды, препятствия, розыгрыши и конкуренция — превращают скучную задачу в увлекательное приключение. Кроме того, через игру проще донести сложную для понимания информацию.
В результате из пассивных наблюдателей горожане превращаются в активных геймеров. Они понимают, куда обратиться, чтобы озеленить двор, отремонтировать детскую площадку или установить пандус. То есть геймификация помогает стимулировать цифровое участие граждан в проектах благоустройства и подобных инициативах. Города становятся чище, лучше, комфортнее.
Что ждет в будущем?
С развитием цифровых технологий форматы соединения человека и города будут усложняться. Одно из перспективных направлений — метавселенные, объединяющие реальный и виртуальный миры. Благодаря технологии дополненной реальности они позволяют выводить огромный объем информации, который уже не умещается в экраны телефонов или компьютеров, в реальное пространство.
Так, в Южной Корее функционирует метавселенная Metaverse Seoul, позволяющая жителям бродить по виртуальному Сеулу и получать госуслуги без похода в госучреждение. Например, пользователь может пообщаться с аватаром мэра города или других чиновников. В метавселенной также есть финтех-лаборатория, центр поддержки для предпринимателей и служба по работе с молодежью. В начале года Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил свой рабочий прототип метавселенной, где организации смогут решать мировые проблемы, в том числе в области урбанистики.
В России начинает модифицироваться область городского краудсорсинга. Например, мы предлагаем технологию, где коммуникация с городскими службами напоминает настоящую компьютерную игру: сквозь камеру смартфона человек видит не только физический город, но и его цифровой слой. С помощью инструментов дополненной реальности можно голосовать, делать запросы, давать обратную связь.
Городская среда, как и многие другие области человеческой жизни, продолжит соединяться с цифровым пространством. Геймификация различных процессов — один из форматов этой связки, главная цель которого — превратить рутинные задачи в увлекательный процесс.