Город будущего: как геймификация влияет на городскую среду

Индустрия гейминга давно вышла за пределы компьютерных игр. Элементы игры сегодня применяют во многих сферах: ретейле, здравоохранении, образовании, бизнесе, логистике и даже в городской жизни. Как и зачем геймифицируются города? Об этом на Международном форуме инноваций БРИКС «Облачный город» рассказал Иван Пузырев, сооснователь metaverse-экосистемы Arhead.io.
Город будущего: как геймификация влияет на городскую среду
Unsplash

Геймификация города: что это и где применяется?

В широком смысле геймификация — это способ взаимодействия через игровые механизмы компьютерной игры. Важно, что речь идет как о принципах, так и о технологиях. Нельзя говорить о геймификации в отрыве от VR, АR, нейросетей и других цифровых технологий.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В контексте городской среды геймификация используется для построения современных технологичных соединений между городским пространством, жителями, органами власти и бизнесом. В частности, элементы игры могут применяться в городском управлении и планировании, моделировании общественных пространств, сборе данных и так далее.

Вообще, геймификация прекрасно имплементируется во все процессы, связанные с концепцией умного города. Например, в российском проекте городского краудсорсинга «Активный гражданин» участие в голосованиях и другая активность поощряются баллами. Пользователь может обменять их на материальные и нематериальные призы. Подмосковный портал «Добродел» использует такие элементы игры, как голосование, опросы, коммуникация между пользователями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Примеров приложений для умного города с элементами гейминга довольно много. Например, у американцев популярностью пользуется SeeClickFix. С его помощью можно сообщить о яме на дороге, пожаловаться на сломанный уличный фонарь и другие проблемы городской инфраструктуры. В Канаде многие жители пользуются приложением Cowlines, которое выстраивает оптимальные маршруты для передвижения по городу. Можно выбрать велосипед, автобус, такси или скомбинировать все варианты.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как геймификация влияет на город?

Игра усиливает мотивацию граждан к участию в жизни города. Ее элементы — очки, уровни, награды, рекорды, препятствия, розыгрыши и конкуренция — превращают скучную задачу в увлекательное приключение. Кроме того, через игру проще донести сложную для понимания информацию.

В результате из пассивных наблюдателей горожане превращаются в активных геймеров. Они понимают, куда обратиться, чтобы озеленить двор, отремонтировать детскую площадку или установить пандус. То есть геймификация помогает стимулировать цифровое участие граждан в проектах благоустройства и подобных инициативах. Города становятся чище, лучше, комфортнее.

Что ждет в будущем?

С развитием цифровых технологий форматы соединения человека и города будут усложняться. Одно из перспективных направлений — метавселенные, объединяющие реальный и виртуальный миры. Благодаря технологии дополненной реальности они позволяют выводить огромный объем информации, который уже не умещается в экраны телефонов или компьютеров, в реальное пространство.

Пока технология вводится в усеченных форматах, но уже есть многообещающие эксперименты.

Так, в Южной Корее функционирует метавселенная Metaverse Seoul, позволяющая жителям бродить по виртуальному Сеулу и получать госуслуги без похода в госучреждение. Например, пользователь может пообщаться с аватаром мэра города или других чиновников. В метавселенной также есть финтех-лаборатория, центр поддержки для предпринимателей и служба по работе с молодежью. В начале года Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил свой рабочий прототип метавселенной, где организации смогут решать мировые проблемы, в том числе в области урбанистики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

В России начинает модифицироваться область городского краудсорсинга. Например, мы предлагаем технологию, где коммуникация с городскими службами напоминает настоящую компьютерную игру: сквозь камеру смартфона человек видит не только физический город, но и его цифровой слой. С помощью инструментов дополненной реальности можно голосовать, делать запросы, давать обратную связь.

Городская среда, как и многие другие области человеческой жизни, продолжит соединяться с цифровым пространством. Геймификация различных процессов — один из форматов этой связки, главная цель которого — превратить рутинные задачи в увлекательный процесс.