Лучшие соревнования для IT-команд: чем будет полезен хакатон «Лидеры цифровой трансформации» начинающим программистам

Один из самых масштабных проектов Агентства инноваций Москвы – хакатоны, соревнования IT-команд для создания цифровых решений для города и бизнеса. Как же они появились и кто в них участвует?
Лучшие соревнования для IT-команд: чем будет полезен хакатон «Лидеры цифровой трансформации» начинающим программистам
Хакатон

Хакатоны, своеобразные марафоны в области программирования, появились в 1999 году в Кремниевой долине и получили массовое распространение в XXI веке как быстрый способ разработки новых цифровых технологий. Продолжительность не лимитирована: они могут длиться от нескольких часов до нескольких недель. Если описать хакатон одним предложением, то можно сказать, что это командное соревнование, где участники разрабатывают прототип продукта или проект за ограниченное время.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Задачу всегда ставят организатор и партнеры хакатона, которые преследуют свои цели: нестандартное решение собственных локальных проблем, поиск будущих сотрудников, реклама самой компании или создание стартапов, в которые потом можно будет инвестировать. Участники руководствуются своими интересами. Такие марафоны не занимают много времени, задача ставится уже на месте, а работа заканчивается строго по таймеру, поэтому многие участники рассматривают их как веселое времяпровождение или «прокачку» собственных профессиональных навыков. Хакатоны неплохо сплачивают команды, это прекрасный тимбилдинг для сложившихся коллективов. Кроме того, подобные мероприятия – отличный способ найти работу мечты, ведь там активно работают хедхантеры. Не менее важно общение с единомышленниками и возможность выиграть денежные призы. Ну и вишенка на торте: иногда в ходе хакатонов рождаются идеи для будущих стартапов. Об этом мечтают, пожалуй, все участники.

На хакатонах иногда рождаются легендарные стартапы, такие как Carousell, GroupMe и MSQRD.

GroupMe

В мае 2010 года перед хакатоном TechCrunch в Нью-Йорке команда Джареда Хехта никак не могла скоординироваться – терялись цепочки электронных писем. Эта проблема и подсказала задачу, которую участники попытались решить на марафоне через два дня, – как управлять группами друзей и оставаться на связи с ними. На все отводилось 24 часа.

«Мы заперлись в комнате с бесконечным запасом пиццы, и 18 часов спустя у нас был рабочий прототип группового чата GroupMe. Преимуществом хакатона стало то, что мы начали использовать свой продукт в первый же день».
Джаред Хехта

Хакатон команда не выиграла, зато придумала классную идею и создала действующий прототип. После мероприятия к Джареду выстроилась очередь из желающих получить демоверсию программы. Через некоторое время команда привлекла более 10 млн долл. на дальнейшую разработку и стала напрямую конкурировать со Skype. А еще через год сам Skype купил GroupMe за 80 млн долл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
GroupMe

Carousell

Вторая известная история – маркетплейс Carousell, прототип которого был спроектирован тремя друзьями на сингапурском хакатоне Startup Weekend в 2012 году. Главная «фишка» бренда – самообучающаяся нейросеть. Продавцу достаточно сфотографировать товар, а приложение самостоятельно выдаст ему название, разместит в правильной категории и даже порекомендует оптимальную цену продажи. Через пару лет после хакатона совладельцам предложили продать компанию за 100 млн долл., но после долгих раздумий они отказались. И не зря: сегодня Carousell – одна из ведущих платформ объявлений в Юго-Восточной Азии, а ее стоимость превышает 1,1 млрд долл.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Carousell
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

MSQRD

Если смотреть ближе к нашим границам, то самым громким стало появление стартапа MSQRD на белорусском хакатоне Garage48 в 2015 году. Идея приложения, накладывающего маски на лица в реальном времени, пришла в голову одному из основателей стартапа Евгению Невгеню еще до марафона. В проекте использовались решения для фейс-трекинга, которые разрабатывались не первый год другим сооснователем MSQRD Евгением Затепякиным. Так что в этот раз хакатон использовали как площадку для проверки готовой идеи. Команду из знакомых собрали за сутки, просто написав им в соцсетях: «Эй, приходите завтра, покодим крутую штуку!». И вот энтузиасты за 48 часов создали первую версию MSQRD, в которой было восемь эффектов. Приложение «бомбануло», и его решили докрутить до готовой версии.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мероприятие было в ноябре, а уже в декабре мобильное приложение заработало полноценно, успев к Рождеству и новогодним праздникам. Через месяц у программы был 1 млн пользователей, а еще через два месяца – 40 млн. Конец этой истории знает любой начинающий стартапер: спустя четыре месяца после хакатона MSQRD была продана.

MSQRD
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

MedPaint

Московские мероприятия нацелены прежде всего на решение проблем столицы. В прошлом году победителем хакатона «Лидеры цифровой трансформации» стала команда 18-летнего Максима Кирилюка, которая решала конкретную задачу от «Центра диагностики и телемедицины» департамента здравоохранения Москвы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Участники создали прототип сервиса MedPaint, который с помощью алгоритмов компьютерного зрения и искусственного интеллекта позволяет в разы ускорить разметку медицинских изображений – рентгеновских, МРТ и КТ. Команда получила 1 млн руб. призовых, а Максим с помощью Агентства инноваций Москвы основал стартап «Будущее Медтеха», доработал прототип и стал участником программы пилотного тестирования инновационных решений на площадке «Центра диагностики и телемедицины». Сейчас компании одобрен грант в размере 2 млн руб., которые будут потрачены на пилотирование разработки.

Общий призовой фонд хакатона «Лидеры цифровой трансфор- мации» – 92 миллиона рублей.

История Александра Неварко: от первого лица

«Я участвовал в хакатонах "Лидеры цифровой трансформации" с 2020 года, узнал о них из соцсетей и записался вместе с друзьями, — рассказывает Александр. — Привлекал, конечно, денежный приз, но не только: победителям предоставлялась возможность провести пилотный проект. Хотелось не просто решить сложную задачу, а сделать работающее приложение с перспективой развития. Ну и потренировать навыки, полученные во время учебы, на практическом уровне, пройти полный цикл разработки – от технического задания до готового продукта.

widget-interest

Александр Неварко вышел в финал хакатона «Лидеры цифровой трансформации» с прототипом системы поиска потерявшихся домашних животных по камерам видеонаблюдения в городе.

В тот год было десять задач на выбор. Нам понравилась система поиска потерявшихся домашних животных по камерам видеонаблюдения в городе, заказчиком которой был Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ). На решение задачи выделялось три недели – это очень много. Традиционные хакатоны длятся пару дней, и участники работают над своими проектами практически круглосуточно, на одном кофеине. У нас же все было в щадящем режиме, по несколько часов в будни и по пять-восемь часов в выходные. Чем ближе оказывался дедлайн, тем больше времени уходило.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мы вышли в финал, но прототип, сделанный на хакатоне, не годился для тестирования в городе. Тут нам сильно помогло Агентство инноваций Москвы, которое организовало коммуникацию с ДИТ. Для продолжения работы мы даже получили дополнительный грант от Фонда Бортника. После марафона мы встречались с Владимиром Путиным, и я поинтересовался, будут ли организованы подобные конкурсы в регионах. Не прошло и трех месяцев, как были запущены региональные этапы «Лидеров цифровой трансформации». В целом хакатон оказался очень полезен: мы открыли свою компанию (это было одним из условий гранта), научились работать в команде и взаимодействовать с государственными структурами. Сейчас мы решаем задачи в сфере нашей компетенции – компьютерное зрение и машинное обучение для видеокамер, – получаем заказы. За время работы я познакомился поближе с организаторами марафона, подружился с ними и на последнем хакатоне выступал в качестве технического ментора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

История Кирилла Найденкина: от первого лица

«Я уже участвовал в хакатоне "Лидеры цифровой трансформации" два года назад, и мне на почту приходили оповещения о новых мероприятиях, — делится своим опытом Кирилл. — Мотивация, наверное, была такая же, как у всех: получить приз, сделать полезный продукт и развить свои профессиональные навыки.

Задач было больше двадцати, и я предварительно выбрал ту, в которой у меня были навыки – поиск нарушений на полигонах твердых коммунальных отходов. Заказчиком был «Российский экологический оператор». Правда, первые впечатления о задаче разошлись с реальностью, когда дали всю информацию и рассказали, что нужно будет делать. Предварительная часть хакатона длилась две недели, потом эксперты знакомились с решением и комментировали, что нужно изменить, потом еще неделя давалась на доработку. Основная часть проходила удаленно, но на защиту проекта всех пригласили приехать лично. Был еще этап в виде питч-сессии, где представитель команды рассказывал о результатах на мини-конференции.

widget-interest

Кирилл Найденкин победил в хакатоне «Лидеры цифровой трансформации» с прототипом системы поиска нарушений на полигонах твердых коммунальных отходов по фото.

Изначально мы взялись за задачу вдвоем с другом, но он вскоре отказался от дальнейшей работы, и я практически все делал один, тратя по 14–16 часов
в день. На тот момент я не работал и была возможность заниматься поисками решения все свободное время. Раньше
у меня подобного опыта не было, даже не ожидал, что у меня может быть такая работоспособность.

Конечная модель Silk Road, созданная на основе искусственного интеллекта, позволяет в автоматическом режиме находить все нарушения на полигонах хранения твердых коммунальных отходов по фотоснимкам, сделанным с беспилотника. Удобный интерфейс дает пользователю возможность создать аккаунт, в котором будут храниться все карточки загруженных объектов. В каждой карточке пользователь видит как список всех нарушений, найденных на полигоне, так и подсветку этих объектов на всех изображениях.

У пользователя также есть возможность внести исправления в разметку, подкорректировав контуры найденных объектов, что впоследствии, при накоплении достаточного количества данных, помогает улучшить модель искусственного интеллекта. После хакатона со мной связались представители компании, которая поставила задачу, и сказали, что хотят видеть развитие системы. Но мне сейчас есть чем заняться – у меня новый проект. Однако если на следующем марафоне будет интересная задача, которая может принести пользу людям, то, конечно, поучаствую еще».